Методическая разработка «Социализация обучающихся через туристско- краеведческую деятельность»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Республики Марий Эл
«Детско – юношеский центр «Роза ветров»














Социализация личности ребенка через
туристско-краеведческую деятельность.
(Из опыта работы МУ ДО Мари – Турекский ДДТ»)
 
                                                  
 
 
 
 
 Автор:
Климова Татьяна Владимировна
Педагог дополнительного образования
МУ ДО «Мари – Турекский ДДТ»

 
 
 


 
 
   Мари -Турек
                                               2016 г.





Аннотация
В настоящее время российское общество находится под влиянием тяжелого кризиса, поразившего практически все стороны социальной жизни. В большей степени он отразился на детях, отрицательно повлиял на их личностном становлении.
Говоря о социализации детей, необходимо выявить действенные механизмы, позволяющие управлять процессами социализации и соответственно направлять их правильное русло жизни. Наиболее важным механизмом управления социализацией детей является воспитание как специально организованная деятельность педагога и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Именно поэтому одной из основной и успешной деятельностью в МУ ДО « Мари – Турекский ДДТ» является туристско-краеведческая, которая стала системообразующей деятельностью для воспитательной системы учреждения. Она имеет богатую историю. Накопленный опыт показывает, что туризм и краеведение имеют очень большое значение в воспитании учащихся. Педагоги туристско – краеведческого направления стараются обращать на эту проблему наиболее пристальное внимание и занимаясь с детьми, прививают им те качества личности, которые присущи настоящему гражданину нашей Родины, готовому выстоять в самых трудных жизненных ситуациях. Именно об этом и пойдет речь в нашей работе.

Введение


Социализация – это процесс передачи молодежи накопленных обществом знаний, умений и навыков, нравственных норм, жизненных ценностей, способов общения и поведения. Социализация должна проходить в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде.
В настоящее время в современном обществе ломаются стереотипы человеческих ценностей и норм морали. Среди подрастающего поколения получили распространение цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшим. Во многом утрачено чувство долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Все это вызывает беспокойство.
Назрела проблема безболезненной правильной социализации нашей молодежи. Мы считаем, что именно туризм и краеведение способны воспитать в детях любовь к Родине, чувство долга, сплочение в коллективе, взаимопомощь и взаимовыручку, определенные нравственные качества личности, достойные настоящего гражданина своего Отечества.


Цель данной работы – на примерах воспитанников нашего ДДТ показать как происходит социализация через занятия туристско – краеведческого направления.
Задачи:
-познакомить с зарождением туристско – краеведческой работы в нашем районе;
-рассказать об эффективности и результативности данной работы;
-показать воспитывающую роль туризма и краеведения на формирование личности наших воспитанников.
В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что туризм способствует всестороннему, гармоничному, физическому и психомоторному развитию детей и правильной адаптации их в обществе.

Наверное, нет такого человека, которого бы оставили равнодушным соловьиные трели, розовый закат или лужок в лучах восходящего солнца. Каждый мечтает с детства побродить по родным местам с рюкзаком за спиной и счастливы те, кто воплотил эту мечту.
Туризм обладает притягательной силой. Люди, побывавшие в походах, убеждены в пользе туризма. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туристская деятельность приобщает к труду. Туристские походы, «робинзонская» жизнь в палатке, вечерние посиделки под звёздным небом у жаркого костра - вот где настоящий клад активных и самостоятельных действий. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность.
В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярные занятия туризмом вырабатывают у учащихся сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов, экспедиций, экскурсий истории и природы родного края – своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве воспитания.




Основная часть
Как же зарождалось туристско - краеведческое движение в нашем районе?
Первые туристско – краеведческие слеты в Мари-Турекском районе проходили в д.Меркуши (Ворончихино) Мари-Турекского района РМЭ. Главным судьей был Кочергин Владимир Абрамович – преподаватель географии и истории Юмочкинской восьмилетней школы (ветеран войны). Секретарем была Саратовских Лидия Серапионовна – учитель биологии и химии Мари-Биляморской средней школы. Незаменимым комендантом лагеря всегда был Березин Борис Иванович – учитель физкультуры Лебедевской восьмилетней школы. На судейских этапах работали учителя школ района. Это Зайцев Владимир Викторович – учитель физкультуры Косолаповской средней школы, Зайцев Валентин Викторович – старший пионервожатый Мари- Биляморской средней школы, Зайцева Венера Николаевна – пионервожатая Мари-Биляморской вспомогательной школы, Иванов Владимир Николаевич – учитель физкультуры Сендинской восьмилетней школы, Слепцов Иван Павлович – учитель трудового обучения средней школы поселка Мариец, Воронцова Галина Петровна – первый методист по туризму и краеведению Детского Дома творчества (в настоящее время учитель начальных классов в Мари-Турекской средней школе). Щедров Юрий Иванович – второй методист по туризму и краеведению Дома детского творчества, Рукавишников Евгений Петрович – учитель географии Мари-Турекской средней школы, Перевозчиков Павел Васильевич – учитель истории Мари- Турекской средней школы (бывший директор Мари-Турекской средней школы), Павлов Филимон Павлович – учитель истории Мари-Турекской средней школы (бывший директор Мари-Турекской средней школы, под его руководством создан Мари-Турекский районный краеведческий музей им. В.П.Мосолова), Сергеев Сергей Анатольевич (Хлебниковская средняя школа), Яковлев Юрий Александрович (Мамсинерская основная школа), Алексеев Алексей Пантелеевич (Сардаяльская основная школа). Шарафутдинова Г.Ф. – методист по краеведению, Шубин В.П. – бывший тренер Мари-Биляморской средней школы (методист по туризму в Доме творчества с 1999 по 2006г.г.), Камаев Е.А – педагог Дома творчества (методист в ДДТ с 2006 по 2007 г.г. ), Надров О.П. – педагог Дома творчества (методист в ДДТ с 2007 по 2010 г.г.), Волков А.И. – бывший учитель физкультуры Мари-Биляморской средней школы (методист по туризму в ДДТ с 2010 по 2012 г.г.).
Методистами по туристско-краеведческой работе занимались в последние годы педагоги – энтузиасты своего дела: Щедров Юрий Иванович, Шубин Владимир Петрович, Камаев Евгений Анатольевич, Надров Олег Петрович, Волков Алексей Иванович. В настоящее время методистом по туризму является учитель обществоведения Мари-Турекской средней школы Кочергин Дмитрий Николаевич.
Особое значение в туристско-краеведческой совместной деятельности детей и взрослых имеет социально-профессиональная роль педагога. Ценность личности ребёнка, безопасность его развития, забота о беззащитном человеке, который подвержен огромной опасности без помощи умного и понимающего взрослого - вот позиция, которая характеризует хорошего педагога. Таких педагогов у нас в стране и в нашем ДДТ немало.
Но хочется рассказать об опытном педагоге с большим стажем, учителе и человеке с большой буквы, настоящем мастере своего дела - Семеновой Людмиле Николаевне и ее успешных воспитанниках.
Людмила Николаевна занимается с детьми уже 28 лет.
Окончив педагогический институт им. Н.К.Крупской, начала преподавать физическую культуру в Арборской основной школе. А позже, съездив на туристический слет учителей «Татчумара» трех республик – Чувашии, Татарстана и Марий Эл, у нее возникла мысль начать туристическую деятельность в школе. Филиал ДДТ поддержал эту инициативу и предложил вести туристический кружок.
«С самого начала работы данного объединения осваивали простые туристские навыки: преодоление препятствий (болота, горы, спуски). Не было никакого специального туристского оборудования, поэтому работать было сложно. Обвязки поясные и грудные были один на группу, карабинов не было, мы их видели только на соревнованиях. Спуски и подъемы преодолевались на схватывающем узле и работали в рукавицах. Учились определять расход воды, почву. Сейчас туризм поменялся, он больше направлен на профессиональную подготовку, где работают спасатели, военные, пожарные, строители и т. д.», - вспоминает Людмила Николаевна.
Дети разных возрастов с большим интересом и желанием посещают объединение «Юный турист». Самые активные участники кружков на районных и республиканских состязаниях, туристических многоборьях показывали себя с лучшей стороны. Это – Руслан Светлаков, Виктория Семенова, Розалия Осипова. Даже есть воспитанники, которые, окончив школу, до сих пор продолжают заниматься в свое свободное время с родным, чутким, но требовательным преподавателем Людмилой Николаевной. Надежда Григорьева много лет назад окончила Арборскую школу, получила высшее образование, но не поменяла свое увлечение, также занимается с Людмилой Николаевной. Надежда Григорьева – кандидат в мастера спорта по многоборью. В составе республиканской команды выступает на различных спортивных мероприятиях. И это все благодаря хорошему тренеру.
Безусловно, большой гордостью для педагога являются ее учащиеся, вдвойне радостно, когда твои подопечные из неопытных несмышленышей вырастают до профессионалов.
Одной из самых перспективных спортсменок Людмилы Николаевны является Надежда Демьянова.
У Надежды с раннего возраста был особый, повышенный интерес к туризму, и он при определенных условиях стал для нее деятельным увлечением, занявшим большую часть свободного от учебы времени. Эта, хрупкая девушка, показала свои способности сразу, как только начала посещать в 5 классе туристический кружок. Целеустремленность и ответственное отношение к начатой работе выдвинули ее в число лучших учащихся по туризму. Надежда занимала призовые места в районных и республиканских соревнованиях по туристическому многоборью. Ничем другим она не хотела заниматься, но развивать свои способности только в сельской местности не было условий. Так, по дельному совету опять-таки Людмилы Николаевны, Надежда поступила в лицей поселка Ургакш Советского района РМЭ в медицинский класс. И ни чуть не жалеет, что выбрала именно этот путь. Закончив медицинский класс, Надежда поступила в военную медицинскую академию Санкт-Петербурга, так как для поступления нужен был 1 спортивный разряд. При поступлении и при сдаче контрольных нормативов было исключено 900 поступающих, из РМЭ поступила только она.
Семь выпускников школы пошли по стопам тренера Семеновой: Петрова Венера окончила ВУЗ в г.Москве туристской направленности, Галлямова Лиана студентка Казанского Государственного университета.
Много ее воспитанников добились высоких спортивных результатов (смотри приложение). Первые выпускники Солодянкин Эдуард и Осипов Олег после службы в Армии один стали известными людьми: первый - военным ОМОН, в 2014 году прошел отбор из 1500 военных для сопровождения Олимпийского огня в Сочи, другой работает пожарным в г. Йошкар-Оле и ему не раз приходилось вытаскивать людей из огня.
Григорьева Надежда - участник и призер Межрегиональных соревнований «Школа Безопасности» г.Ижевске. Она общалась с генералом Калашниковым, знаменитым на весь мир конструктором автомата АК. (11.07.2003г.), а в 2016 году в Москве она прошла 70 км туристской тропы мужества вместе с мужчинами, где была четвертой, а также приняла участие в телевизионной программе « Спорт» в январе этого же года.
Федорова Ирина, Яковлева Надя, Ермаков Саша окончили кадетскую школу спасателей в 2000 году. «Ермаков Александр хотел быть спасателем, но попал в аварию. 18 - летний парень стал инвалидом 1 группы, несмотря на это мы его пригласили на соревнование, и сейчас он сейчас участвует на туристском ралли среди колясочников, плавает, иногда нас возит на соревнования», - рассказывает Людмила Николаевна.
Воспитанница Семеновой Л.Н. - Кондратьева Арина, за спасение на пожаре двух детей получила медаль за отвагу в 2015 году и была награждена поездкой в лагерь «Орленок», а также благодарностью Всероссийской партии «Единая Россия» за доброту и отзывчивость (смотри приложение).
Успехов и достижений у опытного педагога Семеновой очень много: 11 апреля 2015 года печаталась в сборнике материалов на 9 межрегиональной научно-практической конференции на тему «Здоровый образ жизни - веление времени» В январе 2015г провела районный семинар и открытый урок в школе. Участница многих августовских учительских конференций. Людмила Николаевна проводила и проводит открытые соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 2 и 3 класса. Участник районного и республиканского конкурса «Моя лучшая презентация» в 2015г. Призер республиканского фотоконкурса на тему « Дети занимающиеся взрослыми делами». Дипломант районного конкурса «Учитель года - 2005», Лауреат Республиканского конкурса «Учитель года -2005», Лауреат конкурса «Учитель года-2013г. Финалист республиканского конкурса «Сердце отдаю детям- 2015» .Участник конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование 2008 г. 2013г. - победитель районного конкурса « Лучший педагог Мари -Турекского района».2014г., 2013 г. - благодарственное письмо главы РМЭ за подготовку всероссийского и республиканского конкурса «Государственная поддержка талантливой молодежи».
С 2011года начала проводить кружок «Юный спасатель» для уч-ся 1 класса.
В 2015году юные воспитанники Людмилы Николаевны побывали на экскурсии в г. Санкт-Петербург по программе президента Российской Федерации «Маршрут Победы».
Сын Людмилы Николаевны – Алексей пошел по стопам матери и тоже очень успешно занимается туризмом. Он работает учителем физической культуры в Тат – Китнинской основной школе и ведет от ДДТ туристско – краеведческую работу в объединении «Спортивный туризм».
Успехи и жизнь воспитанников Семеновой Л.Н. еще раз доказывают то, что занятия туризмом не проходят бесследно и из юных туристов вырастают успешные люди, настоящие граждане нашей Родины.
Гордиться своими педагогами туристско – краеведческой направленности и результатами их воспитанников Мари – Биляморская средняя общеобразовательная школа. Педагоги, стоящие у истоков туризма нашего района Щедров Ю.И., Шубин В.П.(оба мастера спорта), Волков А.И. – выпускники данной школы. Они воспитали немало «звезд» нашего района, республики и России. Достойным представителем звездной команды является воспитанник Алексея Ивановича Волкова - кандидат в мастера спорта Екимов Никита.
Все его качества характера и успехи хорошо отражены в характеристике.(смотри приложение)
В течение всех лет учебы был ударником и хорошим спортсменом. Любознательный, инициативный, имеет ярко выраженные организаторские способности. К поручениям относится добросовестно. Часто был ведущим общешкольных мероприятий, участником районных соревнований. Принимает активное участие в работе Детской Подростковой Организации «Улыбка» МБОУ «Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа им. Н. П. Венценосцева», награжден грамотами и дипломами организации, внесен в Книгу Почета школы. В 2009 году стал победителем общешкольного конкурса «Ученик года 2009». Является Председателем Совета старшеклассников, членом Управляющего Совета образовательного учреждения. С 4 класса увлекается туризмом, с 2009 года входит в состав сборной Республики Марий Эл по туризму. Никита - неоднократный призер и победитель чемпионатов и кубков Республики Марий Эл, региональных, межрегиональных, Всероссийских и Международных соревнований по туризму. Защищал честь Республики Марий Эл на Спартакиаде Союзного государства России и Белоруссии для детей и юношества (в г. Брянск - 13-18 июля 2009 г., г. Псков - 9-15 сентября 2009 г.), во Всероссийских соревнованиях по спортивному туризму в Ленинградской области (25-29 июля 2010 г.), на Всероссийских соревнованиях по спортивному туризму среди юношей юниоров до 18 лет в г. Котлас Архангельской области (14-18 марта 2011 г), в Первенстве России по спортивному туризму среди юниоров (г. Й-Ола, 28.04-2.05.2012 г.), в Туристическом слете учащихся Союзного государства (г. Брянск, 6-11 июля 2012 г.). В ноябре 2010 года Никита принимал участие в специализированной смене «Наш край» Всероссийского фестиваля юных туристов-краеведов во Всероссийском детском центре «Орленок» Краснодарского края, где стал призером и победителем соревнований и конкурсов по туризму. В 2012 году, в составе сборной команды Республики Марий Эл по туризму, на Всероссийских соревнованиях по туризму среди юниоров в Липецкой области Екимов Никита занял 2 место в общекомандном зачете и 3 место в личном зачете. С 2008 года принимает участие в составе сборной района в соревнованиях «Школа безопасности». Неоднократно становился победителем и призером данных соревнований на республиканском и Всероссийском уровне. В августе 2012 г. в Международных соревнованиях «Школа безопасности», проходивших в г. Звенигород Московской области, в составе сборной России Никита занял 1 место. В составе сборной команды РМЭ в сентябре 2012 года стал победителем в Международном X слете юных спасателей-пожарных, проходившем в Республике Беларусь. В 2011 году Екимов Никита стал победителем муниципального конкурса способной и талантливой молодежи в номинации «Спортивные достижения». В 2012 году был награжден Почетной грамотой Главы администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» и грантом в размере 50000 рублей за победу в Международных соревнованиях «Школа безопасности». Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 8.11.2012 № 663 награжден медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела». Никита – кандидат в мастера спорта по туризму (Приказ № 39 Министерства физической культуры, спорта и туризма РМЭ от 31 марта 2011 года). По характеру - уравновешенный, обаятельный, имеет чувство юмора, обладает сильной волей, выносливостью. Никита любит природу, любит смотреть исторические фильмы и передачи, слушать современную музыку. Любит и уважает своих родителей, старшего брата. Имеет много друзей как у себя в школе, так и за ее пределами, включая ближнее зарубежье, с которыми переписывается по электронной почте. Физически здоров. Вредных привычек не имеет».
Эта характеристика, написанная педагогами школы говорит о том, что их ученик не только успешен в учебе и спорте, но обладает такими качествами характера, которыми гордится и семья и школа.
В последние годы педагогами туристско – краеведческого направления Мари – Биляморской школы подготовлены новые «звезды» туризма: Хлебников Роман, Григорьев Михаил, Кучергин Никита и др. Они очень успешно выступают на соревнованиях разного уровня и защищают честь не только нашего района, но и республики.(Смотри приложение)
Следующим ярким представителем этого направления в районе является Надров О.П. – бывший методист ДДТ по туризму, учитель физкультуры Карлыганской средней общеобразовательной школы.
Сборная команды по туризму под руководством Надрова О.П. - неоднократные победители и призеры на республиканских мероприятиях. Воспитанники Олега Петровича поступили в Академию Государственной противопожарной службы министерства по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в городе Москве и в Вольское высшее военное училище тыла. Родители этих ребят получают благодарственные письма об их отличных успехах.
Большой опыт туристско – краеведческой работы накоплен у педагогов и учащихся Нартасской средней общеобразовательной школы. Начиная с начальных классов, ребята ходят на экскурсии и в походы, изучают свой родной край. Работает краеведческий музей, открытый под началом учителя истории Медведевой Л.Я. и библиотекаря Черновой З.Т. Их дело продолжили учителя Смирнова Л.К., Созонова И.М. и Казанцева И.С. Проводятся недели краеведения. Долгое время работало объединение ДДТ «Юный краевед» под руководством Климовой Т.В. В краеведении особых успехов достигла ее воспитанница, ученица 10 класса Семёнова Ирина. В марте 2005 года она участвовала во Всероссийской научно-практической краеведческой конференции в г.Москве. Заняла 3 призовое место. Тема её исследовательской работы «Прошлое и настоящее обычаев и традиций деревень Нартасской сельской администрации. Это не единственный успех Ирины. Она занимала призовые места на районных и республиканских научно-практических конференциях краеведческого направления.(смотри приложение)
Ее традицию продолжила ученица этой же школы Казанцева Альбина. (Руководитель Казанцева И.С.) Альбина со своей работой «Печь в жизни русского и марийского народов» стала дипломантом в конкурсе исследовательских работ в г. Москве.
Нартасская средняя школа продолжает активно участвовать в конкурсах исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее».
Вот результаты этих конкурсов за последние 5 лет:
2011 год – 1 победитель и 4 призера;
2012 год – 3 победителя и 3 призера;
2013 год – 1 победитель и 1 призер;
2014 год – 2 победителя и 2 призера;
2015 год – 1 победитель и 1 призер.
В числе лучших и юные туристы этой школы. В течение многих лет педагоги и учащиеся Нартасской средней общеобразовательной школы прославляют наш район и родную школу успехами и достижениями в области туризма и краеведения.
Много лет посвятила себя работе со спортсменами- туристами в Нартасской средней школе Осипова А.И. Это человек уникальной судьбы и сильного характера. Богата ее биография спортивными победами. Спортсмены – туристы под ее руководством достигли больших успехов.
Воспитанники Анастасии Ивановны: Карпова (Кузминых) Наталья, Пайдемиров Юрий, Осипов Роман, Бочаров Алексей и др. - чемпионы и кандидаты в мастера спорта. Имеют много наград и грамот за отличные выступления в соревнованиях по лыжному туризму в школьные годы. Они – участники республиканских, районных и всероссийских туристических соревнований.
Карпова (Кузминых) Н. и Пайдемиров Ю. были участниками 38 Летних Республиканских туристских соревнований, которые состоялись в июне 1997 г. в Яхинском лесу и заняли 3 место.
Особые успехи в занятии туризмом показали Осипов Р. и Бочаров А. За годы учёбы в старших классах они приняли участие во всех соревнованиях, проводимых в районе, республике. В десяти из них туристской направленности они заняли только призовые места. В феврале 2001г. в п. Лаишево в республике Татарстан на чемпионате России по лыжному туристическому многоборью Осипов Роман выполнил разряд кандидата в мастера спорта (КМС). В мае 2001 г. в п. Песчаный РМЭ на Всероссийских соревнованиях по пешеходному туристскому многоборью среди юношей и юниоров Бочаров Алексей выполнил разряд кандидата мастера спорта.
Девять лет проработал под руководством Осиповой А.И. молодой учитель физкультуры, турорганизатор этой школы Сафаргалеев Айдар Нургаянович. Опытное наставничество Анастасии Ивановны не прошло даром. Айдар Нургаянович был бессменным руководителем туристов продолжительное время.. Им было организовано много пеших туристических походов как по родной республике, так и за её пределы.
Все воспитанники настоящего мастера своего дела Осиповой А.И., стали достойными людьми. Пять человек получили звание кандидатов в мастера спорта.
Бочаров Алексей окончил Казанское высшего танковое училище, Осипов Роман окончил машиностроительный факультета Мар ГТУ, Карпова (Кузьминых) Наталья закончила МГПИ им. Н.К.Крупской, посвятила себя работе с детьми. Пайдемиров Юрий, окончив Нижегородскую юридическую академию полиции, служит старшим лейтенантом, уполномоченным БЭП (борьба с экономическими преступлениями).
В настоящее время эти молодые люди, благополучно окончив ВУЗы, достойно трудятся, воспитывая своих детей, также привлекая их к спорту и туризму. Сейчас туристами этой школы руководит опытный педагог Волков В.Н. Им подготовлено немало туристов, которые дают отличные успехи в области туристско – краеведческой работы. Это Ямбарцева Ульяна, Бочаров Владислав, Бочаров Геннадий.
Большое внимание в Доме детского творчества уделяется краеведению. Хотелось бы рассказать об одном удивительном и добром человеке, ), бывшем методисте по краеведению ДДТ - Шарафутдиновой Гульнаре Фирдусовне. Воспоминания матери Гульнары Фирдаусовны: «У нее был подъем на все: походы, экскурсии, любила рукодельничать, стряпать, работать в огороде. Окончив МГПИ им.Н.К.Крупской (факультет дошкольного воспитания), была принята на работу в Мари-Турекскую школу – интернат воспитателем, затем перевелась в детский сад «Солнышко» в качестве воспитателя. Заочно окончила историко - филологический факультет МГПИ с одной четверкой. Параллельно училась на юридическом факультете Московского университета в г.Й-Оле. В 1994 году была принята в Дом детского творчества в качестве педагога дополнительного образования, затем была в должности методиста по краеведению. В ее объединении всегда было много детей, они ее очень любили. Всегда детей ждал после занятий в её кабинете большой самовар. У Гульнары и детей всегда было взаимопонимание. Часто дети навещали мою дочь по выходным дням, ходили кататься на горку, ходили в походы, а после прогулок она угощала их своими кулинарными изделиями за чашкой чая. После занятий, придя домой, она всегда делилась со мной о проделанных делах, о детях. Уволилась с Дома творчества в 2003 году в мае месяце, вышла замуж в Республику Татарстан. В селе, где она жила с мужем, устроилась на работу в школу. И там дети её очень любили В декабре 2003 года Гульнары Фирдусовны не стало»
После Шарафутдиновой Гульнары Фирдусовны краеведением в ДДТ занималась Макарова Н.В. Она вела объединение «Край родной». В течение всей работы в ДДТ она работала над темой «Изучение родословной своей семьи» на занятиях по краеведению. Собран богатый методический материал по теме, составлены методические пособия, собирались семейные фото и видеоархив членов объединения. Наталия Владимировна работала в тесной связи с районным архивом, краеведческим музеем, ЮТКЦ.
Учащиеся объединения являлись призерами многих республиканских мероприятий:
- 2003 - 2004 г.г.Республиканская краеведческая конференция «Край родной марийский» - 1 место;
- 2004 – 2005 г.г.Республиканский конкурс краеведческих работ «Исчезнувшие памятники РМЭ» - лауреат 2 –й степени;
- Районный конкурс «По следам окопных песен» - диплом за 3 место;
- Республиканская конференция к 60 – летию Победы – диплом.
И в настоящее время педагоги ДДТ и их воспитанники радуют нас своими огромными успехами в туристско – краеведческой работе.
Педагоги обеспечили благоприятные условия для занятий спортивным туризмом, сформировали желание заниматься этим видом спорта. Ребята идут на эти занятия с желанием, у них есть интерес, сформирован командный дух. Многим присвоен спортивный разряд.
Команда ДДТ одна из лучших в республике. В 2015 году у наших туристов больше 20 призовых мест. Одним из профессиональной и очень успешной работы объединений является то, что по результатам соревнований всех уровней воспитанники Демьянов В., Демьянова В., Хлебников Р., Григорьев М., Семенов Г., Петров М., Демьянова В. входят в состав республиканской сборной.
Работа педагогов и детей Мари - Турекского Дома детского творчества в туристско - краеведческом направлении доказала свою эффективность в плане личностного развития и приобретения социально-ценностного опыта .


Заключение
Таким образом, туристско-краеведческая работа в ДДТ обладает большим потенциалом в воспитании учащихся. Она позволяет использовать имеющиеся знания и приобретать новые; способствует социализации личности учащихся. В ней развиваются навыки и умения преображать действительность, работать в сотрудничестве, уважать права других, т. е. умело действовать в решении общественно- значимых задач.
Из нашей работы следует, что ребята, которые занимаются туристско – краеведческой деятельностью становятся достойными людьми и патриотами нашей Родины. И поэтому мы призываем заниматься туризмом, спортом и краеведением как можно больше учащихся школ нашего района и республики в целом.


Литература:
1.  Куликов В.М. Школьный туризм. //Вестник детско-юношеского туризма в России № 3 (23), 1997 (16-24)
2.  Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.
3. Районная газета « Знамя» за 2005-2015 г.г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 


























 Тезисы работе «

Социализация личности ребенка через
туристско-краеведческую деятельность.
(Из опыта работы МУ ДО Мари – Турекский ДДТ»)
 
 Роль туристско –краеведческой деятельности на формирование личности детей в системе дополнительного образования.
                                                  
 
 
Автор: » Климова Татьяна Владимировна- педагог дополнительного образования МУ ДО «Мари – Турекский ДДТ» 
 

В данной работе я рассматриваю проблему становления характера и формирования личности учащихся посредством занятий туристско – краеведческой деятельностью в системе дополнительного образования.
Я попытаюсь доказать на примерах работы своих коллег, долгие годы которых были отданы порой нелегкому, но интересному и нужному делу – занятиям туристско – краеведческого направления с учащимися ДДТ. Как формировался характер их воспитанников, что дала туристская закалка им в дальнейшей жизни.
Мое исследование посвящено роли туризма и краеведения в социализации юных туристов на достойных примерах наших воспитанников. Тех, которые уже прошли тяжелую, но необходимую для дальнейшей жизни школу выживания в походах, соревнованиях, слетах т.д.
???Цель данной работы – показать как формировались мастерство, воля, стремление к победе педагогов и их воспитанников, а также результативность этого упорного труда.
В ходе своей работы мы выдвинули гипотезу и утверждаем то, что туризм способствует всестороннему, гармоничному, физическому и психомоторному развитию человека и правильной адаптации его в обществе.
Занятия туризмом делают из ребят настоящих граждан нашей Родины, патриотов и просто хороших достойных людей, поэтому считаем, что надо привлекать как можно больше школьников к этим занятиям.
Основная часть
Одним из направлений работы ДДТ является туристско – краеведческая работа, которая включает в себя поисковые, туристические, краеведческие объединения. Туризм, краеведение являются действенным средством воспитания обучающихся, служат целям всестороннего развития школьником, их подготовки к жизни, труду, защите Родины.
Туристско – краеведческая работа ведется по следующим направлениям:
-спортивный туризм;
-спортивное ориентирование;
-совершение походов;
-поисково – исследовательская деятельность;
-деятельность школьных музеев.
Наиболее значимыми мероприятиями по туризму являются: Первенство среди юниоров и юношей по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, Школа безопасности, летний туристический слет. Ежегодно турорганизаторы принимают участие в межреспубликанских соревнованиях «Татчумара» среди РМЭ, Чувашии и Татарстана. Поисково – исследовательская деятельность обучающихся ведется по программе «Край родной марийский». В перечень основных мероприятий по краеведению входит Олимпиада, слет юных краеведов.
Профессиональный уровень педагогов повышается через участие в конкурсах методических материалов, а также - в судействе республиканских, региональных туристических соревнований и конкурсы краеведческих исследовательских работ обучающихся.
Команда туристов ДДТ – одна из лучших в республике. Активно занимаются туристско – краеведческой деятельностью в районе учащиеся Арборской основной общеобразовательной школы (Педагог Семенова Л.Н.), Мари – Биляморской средней общеобразовательной школы (Педагоги: Волков А.И., Депресов Ю.И.), Нартасской средней общеобразовательной школы (Волков В.Н.)Сардаяльской основной школы (Педагог Семенова О.А.), Карлыганская СОШ (Педагог )
В данной работе раскрыта история первых турслетов в нашем районе и рассказывается об их активных руководителях.
Много материала отводится педагогам по туризму и краеведению, которые многие годы и по настоящее время работают с детьми. Радуют нас своими успехами и достижениями. О многочисленных победах наших юных звезд туризма в районе, в республике и в РФ.
На достойных примерах воспитанников опытных педагогов Семеновой Л.Н.(Арборская основная школа) и бывшего педагога – тренера Нартасской средней школы Осиповой А.И. расскажем о том, каких успехов в дальнейшей жизни можно добиться , активно занимаясь туристско – краеведческой деятельностью в школьные годы.




Заключение
Данный факт, что туризм и краеведение неразрывны, что они являются школой жизни для детей и подростков, занимающихся данным видом деятельности я постаралась доказать в работе на тему «..»
Занятия туризмом делают из ребят настоящих граждан нашей Родины, патриотов и просто хороших достойных людей, поэтому считаю, что надо привлекать как можно больше школьников к этим занятиям.
Заголовок 2 Заголовок 315