Статья «Опыт применения музейных педагогических технологий в реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей «Юный турист — исследователь»»


Серебренникова Н.Л.,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества
Устиновского района»
Статья
«Опыт применения музейных педагогических технологий в реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей
«Юный турист - исследователь»»
На протяжении 23 лет педагогической деятельности педагогом был накоплен опыт реализации образовательных программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленностей: «Юные туристы», «Туризм и спортивное ориентирование в программе соревнований «Школа безопасности», «Юный турист - исследователь».
Общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь» реализуется на протяжении 3-х лет. В 2012 – 2013 уч. году по программе обучались 3 объединения на базе МБОУ СОШ №61 г. Ижевска (45 обучающихся). В 2013 – 2014 уч. году педагогом оказывалась консультационная поддержка юных проектантов в количестве 15 человек. В 2014 – 2015 уч. году по программе уже занимается 5 объединений на базе МБОУ СОШ №81 (75 человек). Помимо основной туристско – краеведческой подготовки, обучающиеся объединения «Юный турист - исследователь» являются активными участниками конкурсов проектов и исследовательских работ (рис. 1).
На диаграмме отражена позитивная динамика роста как количества обучающихся, так и уровень обученности, так как главным результатом реализации программы является реализация образовательных проектов и представление их на конкурсах.

Рис. 1. Динамика роста обученности и качества знаний обучающихся
О направлениях проектной деятельности свидетельствует содержание заявки для участия в научно - практической конференции «Юность. Наука. Культура» МБОУ СОШ №81 (Таблица 1.).
Таблица 1
Заявка на участие в научно – практической конференции «Юность. Наука. Культура»
обучающихся объединения «Юный турист - исследователь»
МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района (на базе МБОУ СОШ №81)
№ п/п Фамилия, имя участника Класс Название представляемого материала Вид работы
1. 2 «А» «Лего: Город будущего» Коллективный творческий проект
2. 2 «А» «Волшебный мир минералов» Проект с основами исследований
3. 2 «Б» «Мой домашний динозавр» Творческий проект
4. 2 «Б» «Коллекционирование – это интересно» Проект с основами исследований
5. 2 «Б» «Для чего человеку одежда?» Проект с основами исследований
6. 3 «А» «Аэропорт будущего» Проект с основами конструирования
7. 3 «А» «Моя азбука животных» Творческий проект
8. 3 А4 «А» «Бокс – любимый вид спорта» Проект с основами исследований
9. 3 «А» «Автомобильный мир» Проект с основами исследований
10. 3 «А» «Эра динозавров в истории Земли» Проект с основами исследований
11. 3 «А» «Эти удивительные животные» Проект с основами исследований
12. 3 «А» «Птицы на кормушках - 2014» Проект с основами исследований
13. 4 «А» «Камни на службе человека» Проект с основами исследований
14. 4 «А» «Мой домашний питомец» Проект с основами исследований
15. 4 «А» «Электричество в природе и на службе человека» Проект с основами конструирования моделей
16. 4 «А» «Фантики: от этикета до пиара» Творческий проект
17. 4 «Б» «Удивительные свойства воды» Проект с основами исследований
18. 4 «Б» «Компьютерные игры: хорошо или плохо?» Проект с основами исследований
19. 4 «Б» «Горные породы окрестностей Ижевска» Проект с основами исследований
Результатом участия стали грамоты 1, 2 и 3 степени в трех секциях конференции.
О позитивной динамике уровня обученности обучающихся свидетельствует также и уровень проводимых мероприятий. Ввиду того, что программа реализовывалась в разных учреждениях, диапазон участия в конкурсах получился разнообразным. Увеличение количества творческих работ и уровень участия в конкурсах отражен в таблице 2.
Таблица 2
Участие обучающихся объединения «Юный турист – исследователь» в конкурсах проектов, исследовательских работ, спортивных соревнованиях.
Уровень мероприятия 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год
Кол-во участников Результаты участия Кол-во участников Результаты участия Кол-во участников Результаты участия
Школьный 3 I место
II место 2 I место
II место 33 I м.–3 чел
II м.-3 чел.
III м.-3 чел.
Районный - - - - - -
Городской - - - - - -
Республиканский 2 I место 2 I место 1 I место
Всероссийский - - 8 II место - -
Международный - - 4 III место - -
Подтверждением участия являются следующие грамоты:
Грамота за II место участниками научно – практической конференции школьников в рамках отборочного тура V Евразийского экономического форума молодежи (3 человека), 27 февраля 2014 года;
Сертификат участника научно – практической конференции школьников в рамках отборочного тури V Евразийского экономического форума молодежи (4 человека);
Диплом III степени в номинации «Медиа - сказка» на Международном творческом конкурсе для детей и юношества (4 человека), апрель 2014 года (рис. 11);
Грамоты за I место в соревнованиях по виду «Ночное ориентирование по легенде» и «Ориентирование в лабиринте» В рамках Республиканского лагеря «Северная широта», 4 января 2015 года.
В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций (учреждений) дополнительного образования детей для реализации внеурочной деятельности обучающихся. Общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь» является интегрированной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, затрагивает знания таких областей науки, как географическое и историческое краеведение, логика. Цель программы - развитие познавательных способностей и формирование поискового мышления обучающихся младшего школьного возраста, приобретение опыта самостоятельного социального действия при включении в исследовательскую практику по поэтапному изучению природы и объектов культуры местности своего проживания с использованием активных форм туристско – краеведческой деятельности. Таким образом, программа соответствует естественно – научному направлению внеурочной деятельности обучающихся.
В 2015-2015 у. году на базе МОУ СОШ №81 по программе обучается 5 групп, общее количество обучающихся – 75 человек.
В данное время реализация общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей осуществляется на базе структурного подразделения МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района – Музее «История Устиновского района». Педагог разрабатывает и реализует план развития раздела экспозиции «Город-сад - Ярушки», отражающий природу окрестностей г. Ижевска. Сейчас разрабатывается концепция и план развития раздела. В настоящее время в музее работает выставка из частных коллекций жителей г. Ижевска «Каменная летопись Земли», проводятся экскурсии, организуется проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Ведущей идеей разработки концепции и плана развития является идея создания музея – лаборатории для практических и исследовательских работ школьников Устиновского района.
Результаты включенного наблюдения педагога за уровнем роста заинтересованности обучающихся и родителей в обучении по программе позволяют сделать вывод о том, что если в начале года 50% обучающихся не были заинтересованы в выполнении учебных и творческих проектов, то к концу 2014-2015 уч. года 94% обучающихся защитили свои проекты в своих объединениях, 44% - на школьной научно – практической конференции 25.04.2015.
Родители все более активно стали включаться в деятельность объединения. К примеру, благодаря действиям со стороны педагога по привлечению интереса родителей к деятельности объединений 4 семьи в зимние каникулы подкармливали птиц в Ярушкинском дендропарке, 5 семей посетили Музей «История Устиновского района», 3 семьи совместно с детьми посетили выставку «Каменная мозаика», 18 родителей участвовали в работе школьной научно - практической конференции.
Реализация общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь» в рамках внеурочной деятельности во взаимодействии МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района и МБОУ СОШ №81 предполагает изучение и активное использование педагогом обучении по программе системно – деятельностного подхода, являющегося ведущим инструментом реализации ФГОС второго поколения.
Помимо приведения содержания образовательной программы в соответствии с современными требованиями, педагогом началась активная разработка конспектов занятий в технологии системно – деятельностного подхода. Для этого разработан конструктор занятия, включающий банк методов и приемов следующих технологий:
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП);
- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- технология конструирования знания («Французские мастерские»);
- технология группового взаимодействия (КСО);
- метод проектов.
Активно используются в работе педагога информационно – коммуникационные технологии в трех направлениях:
1. Использование мультимедийных материалов и электронных образовательных ресурсов в обучении по программе;
2. Изучение вопросов использования современной компьютерной техники при создании образовательных проектов: создание творческих продуктов – авторских мультфильмов совместно с обучающимися – детские проекты «Лего: город будущего» и «Мой домашний динозавр»; мультфильм по мотивам удмуртской народной сказки «Сирота и вумурт» - занял третье место в Международном творческом конкурсе для детей и юношества «Виртуальная мультимедийная энциклопедия сказок» в номинации «Медиа - сказка». Web-адрес работы: http://fmrits.ru/video/mult/udmurtskaja-skazka-sirota-i-vumurt.html3. Использование ИКТ для профессионального самосовершенствования; создание сайта сетевого проекта, сайта – портфолио педагога, ведение электронного учета фондов раздела экспозиции «город-сад - Ярушки» Музея «История Устиновского района».
Опыт работ обобщен в учебно – методических материалах, которые в данный момент проходят стадию рецензирования:
1. Использование IT-технологий в работе педагога дополнительного образования детей: Методические рекомендации / Сост. Серебренникова Н.Л. – Ижевск: МБОУ ДОД «ЦДТ» [на правах рукописи], 2014. – 56 с.
2. Пластилиновая сказка: опыт создания пластилиновых мультфильмов в деятельности творческого объединения «Лепка» художественной студии: Методическое пособие / Сост. Костромина Т.А., Серебренникова Н.Л. – Ижевск: МБОУ ДОД «ЦДТ» [на правах рукописи], 2014. – 104 с.
3. Интерактивная пластилинография: Сайт педагога дополнительного образования как средство обучения детей с ОВЗ: Методическая разработка / Сост. Кондратьева Н.П., Серебренникова Н.Л. – Ижевск: МБОУ ДОД «ЦДТ» [на правах рукописи], 2014. – 69 с.
Всё большее внимание в теории и практике работы педагога придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.
Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно - выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал актуальную и сегодня совокупность требований к проведению занятий в музее:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
Обучающиеся объединений «Юный турист - исследователь» в 2014-2015 учебном году являлись активными участниками встреч, мероприятий проекта «Наследники Победы - ветеранам», посвященного подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Среди мероприятий можно выделить следующие:
- Открытие выставки «Воздушные ворота г. Ижевска», посвященного 70-летию открытия ижевского аэропорта. Дата проведения: 16.10.2014. Обучающиеся группы №3 (15 человек) участвовали в мастер-классе по изготовлению бумажных самолетиков, которые впоследствии были вручены гостям выставки;
- Открытие выставки «И помнит мир спасенный», посвященный 70-летию Победы в ВОВ. Дата проведения: 20.03.2015. Обучающиеся групп №4, 5 в количестве 45 человек участвовали в торжественном приеме гостей выставки, 5 человек вручали подарки ветеранам;
- Акция «В гостях у Звездочки», посвященная полету последней собаки – космонавта. 21 марта 2015 г. 17 обучающихся группы №3 участвовали в торжественном митинге, встрече с С. Пахомовым, автором идеи памятника, посетили экскурсию в музее;
- Мероприятие «Подарок ветерану», награждение победителей районного конкурса открыток. Дата проведения: 08.04.2015. 7 обучающихся группы №2 участвовали в торжественной встрече участников и вручении подарков ветеранам.
Таким образом, музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Литература:
Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)
Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)
Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9
Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107
Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94
Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк  // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31
Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogikahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/13/tekhnologiya-muzeynoy-pedagogiki