Презентация для родителей будущих первоклсассников о готовности ке школьному обучению


Презентация подготовленаПедагогом-психологом ГБОУ № 131 Красносельского района СПбТимофеевой Людмилой Борисовной Психологическая готовность к школьному обучению Психологическая готовность к школе Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Параметры школьной готовности: Интеллектуальная готовность к школьному обучениюЭмоционально-волевая и личностная готовность Мотивационная готовность к учению в школе (наличие учебной мотивации ) Интеллектуальная готовность 1. Наличие широкого кругозора и запаса знаний2. Сформированность начальных умений учебной деятельности3. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями) 4. Логическое запоминание5. Развитие мелкой моторики6. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности7. Развитие фонематического слуха Фонематический слух Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы (звуки в слове). Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук «л» в слове «лунка», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Эмоционально - волевая и личностная готовность 1. Произвольное управление своим поведением.2. Принятие новой социальной позиции.3. Эмоциональная устойчивость. Умение ограничивать свои эмоциональные порывы.4. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности.5. Отсутствие страха учебной деятельности.6. Развитие познавательных интересов. Мотивационная готовность Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Истоки учебной мотивации Интерес к информации (познавательная потребность). Интерес к способу действия. Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации. Потребность в самопознании и (или) самовоспитании. Актуализация творческой позиции.Осознание значимости происходящего для себя и других. Потребность в социальном признании. Избегание наказания (физического или морального).Получение материальных выгод и преимуществ.  РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Поддерживать и формировать интерес к информации 2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия 3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения 4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации 5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании 6. Актуализировать творческую позицию детей7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других8. Создавать ситуацию успеха и  социального признания9. Использование мотивов: избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ . Об успехах В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей. Достижение успеха и недопущение неудачи Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Что делать? - Избегать разговоров на тему, что в семье все были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжем, дворником и т.п.Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставила. Рекомендации В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы.Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано.Не требуйте долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника.Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок.