Всероссийский урок в младших классах: «Милосердие… Нужно ли оно?»






Методическая разработка классного часа в 1-В классе на тему: «Милосердие Нужно ли оно в наше время?»




Разработала учитель начальных классов
Иванова Юлия Валерьевна











Тема: «Милосердие Нужно ли оно в наше время? »
Цели:
1. Расширить знания детей о милосердии.
2. Формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту; выявить представление о добрых словах и поступках.
3. развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу.
4. способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Форма: Классный час.
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Оформление: эпиграф «Жизнь дана на добрые дела», песня «Дорога добра»,мягкая игрушка «Сердце», солнце и лучи со словами, маленькие сердечки, большое сердце для классного уголка, компьютер, телевизор, видеозапись «Притча о бабочке».

Ход мероприятия

«Жизнь дана на добрые дела»
1.Введение в тему.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами должны понять: что такое милосердие и нужно ли оно в наше время?
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

2. Работа с понятием.
Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?
Дети : Милосердие
-Милое сердце, значит доброе.
-Доброта, сострадание.
-Всевозможная помощь.
-Добрые поступки.
-Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
Учитель. Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность.
Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

3. Добрые слова и поступки.
Учитель . Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.




Достается недешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому. (И. Кучин)

Учитель : Как вы понимаете слова: « делать людям хорошее - хорошеть самому».
Дети отвечают
Совершать добрые поступки.
Помогать.
Утешить словами.
Поддержать.
Учитель: Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо.
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова- дела важны?
Дела- делами, а слова-словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Учитель: Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.
Учитель : Как много вы знаете добрых слов?! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям.

Но как бы жизнь ни летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
-Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами. Может вы когда-нибудь проявляли милосердие, оказывали всевозможную помощь, совершали добрые поступки? Расскажите.
Дети отвечают
Молодцы!

4. Разбор ситуаций.
Учитель: Но иногда в жизни о совершённых поступках в последствии приходится жалеть.
Ситуация1
.Например, вы сделали за друга д/з или дали списать к/р. А результат - он не научился решать задачу.
Учитель: Совершая поступки, вы не должны о них жалеть. Человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е совершать добрые дела нужно просто так из добрых побуждений.

5.Заключительный этап.
Учитель:
Как вы думаете, с чем можно сравнить милосердие, доброту?
В русском языке есть сладкое слово- конфета,
быстрое слово- ракета,
доброта-?( солнце).
В природе есть тоже солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
Аккуратный , доброжелательный, вежливый, грубый , неучтивый , умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый , скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый .
6. Обобщение.
Учитель: Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком?
У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Помните: Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые – дела плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
7.Итог.
Учитель: Как вы думаете, где находится сад доброты и милосердия у каждого человека?
Дети отвечают
В сердце!
Учитель : Правильно!

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближним.
Будьте добрым и милосердным человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
 Притча о мудреце. ( видео -запись)
В заключении  послушайте  одну известную, восточную притчу и определите ее смысл.
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.  Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках” 
 -Жизнь – это благо,  это дар,  который  дается человеку лишь однажды. И только от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками,  принесет чудо.
1. Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги тропою Доброты, И радость помоги найти кому-то.
4. Как праздник, как счастье, как чудо Идет доброта по земле, И я про нее не забуду, Как я забываю о зле. 


8. Рефлексия.
Учитель: Я хочу подарить частичку своего сердца (раздаю сердечки).
Как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? Если да, то поднимите вверх свои подарки. А вот это большое сердце мы повесим в классном уголке, и совершив добрый поступок будем раскрашивать частичку сердца, и на следующих классных часах обсудим эти поступки. Ведь не даром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»
Все молодцы! Спасибо за работу.


Рисунок 1Описание: http://img2.proshkolu.ru/img/empty.gif