Доклад «Проектная деятельность обучающихся как реализация системно-деятельностного подхода»


Выступление на республиканском семинаре «Проектирование современного урока в условиях ФГОС ООО»
«Проектная деятельность обучающихся как реализация
системно-деятельностного подхода»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу представить вашему вниманию доклад на тему: «Проектная работа как реализация системно – деятельностного подхода».
1 слайд. Важным элементом ФГОС является поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия.
2 слайд. Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Так звучит китайская мудрость.
3 слайд. Хочу предложить вашему вниманию проектную работу, которую мы проводили с учениками 6 класса в своей школе и которая также может использована вами и вашими учениками:
Тема работы: Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века.
Возраст участников: 12 – 14 лет.
Продолжительность периода: длительный (месяц, четверть).
Цели: проследить трансформацию образов былинных богатырей в мультипликации; исследовать способы воздействия фольклорных клише на зрительское восприятие; проанализировать влияние на младших школьников мультипликационных «стилизаций под былину» на этапе восприятия былины как жанра и формирования отношения к главным героям былин.
4 слайд: В качестве литературы для работы могут быть использованы следующие источники: Русские эпические песни – сказания, былины. Пересказ А. Н. Нечаева. - М.: Стрекоза», 2000. Древнерусская литература: книга для чтения / сост. Е. Рогачевская.-М.: Школа – Пресс, 1993. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха., Ритуальный смех в фольклоре / В.Я. Проп.-М.: Лабиринт, 1998.
5 слайд: В проектной деятельности может участвовать несколько групп учеников.
Техническая группа будет заниматься набором текста на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по e-mail.
Участники творческой группы разработают сценарий, оформят зал и проведут презентацию.
Информационная группа будет осуществлять поиск и предоставление необходимой информации.
6 слайд. В ходе проекта нужно провести сопоставительный анализ образов былинных богатырей и их мультипликационных «копий», анализ сюжетной линии, элементов композиции, особенностей речи героев мультипликационных фильмов, изучение анкетных данных, статистические выводы.
7 слайд. Нужно рассмотреть следующие вопросы:
Собиратели былин (В этом вопросе полезно узнать о Кирше Данилове, П.Н. Рыбникове. Стоит направить ребят на рассмотрение писателей художественной литературы, живописцев, композиторов, отразивших образы русских былин в своих произведениях и подвести ребят к тому, что в мультфильмах также находят свое отражение герои былин). Богатырь Алеша Попович и его пародийный образ в мультипликации. (Главная цель данной работы – выяснить, какое воздействие на неподготовленных читателей, младших школьников, производит просмотр мультфильмов – пародий на былины. Пародии на былину внедряются в детское сознание и при помощи юмора поселяют в душах детей уверенность в привлекательности циничных и безнравственных героев).
Младшие школьники – потенциальная зрительская аудитория «антибылин». (Здесь можно провести анкетирование школьников вторых классов – именно они впервые знакомятся с жанром былины).
8 слайд. Вопросы для анкеты:
Ты читал (читала) русские былины?
Какой персонаж мультфильма тебе больше всего понравился? Почему?
Подчеркни качества, которыми обладает Алеша Попович в мультфильме (умный, глупый, смелый, сильный, трусливый, суровый).Подчеркни качества, которыми обладают русские богатыри, описанные в былинах (умный, глупый, смелый, сильный, трусливый, суровый). Одинаковые характеристики не случайно даны ребятам, чтобы они могли избирательно подойти к этому вопросу.
9 слайд. Рейтинг. Следует отметить, что школа у нас небольшая, поэтому учеников опрошенных мало.
1-е место – конь Юлий (8 человек)
2-е место – Алеша Попович (5 человек)
3-е место – Любава (3 человека)
4-е место – Тихон (2 человека)
5-е место – ослик (1 человек)
6-е место – Тугарин Змей (1 человек)
Отметим, что самый главный герой вовсе оказался для ребят не главным.
10 слайд. 2 группы:
В ходе опроса наших ребят выделились две группы: Читающие (те, которые читали былины – 9 человек) И нечитающие (былины не читали – 11 человек). Известно, что второклассники изучают лишь отрывки их некоторых былин.
11 слайд.
Оценивая черты народных героев былины и мультфильма, можно заключить следующее: как отметили ребята читающие, герой народного эпоса - умный, суровый, а в мультфильме Алеша «незаслуженно» представился им смелым и сильным. Такая симпатия к герою мультфильма несомненно вызвана смехом, который сближает зрителя и образ на экране. Эта категория учащихся не вызывает тревогу, хотя бы уже потому, что они все же читают художественную литературу и с возрастом, вероятно, научатся внимательнее сравнивать и анализировать. Нечитающие ребята отметили, что в мультфильме Алеша на первом месте также видится смелым, затем умным. Эти ребята, конечно же, вызывают тревогу. Они должны больше читать, чтобы развиваться и не попадаться на «удочку» производителям анимации, для которых детская душа – пластилин.
12 слайд: Вывод:
Юмор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» является основным способом воздействия на нравственные основы воспитания, делает школьников «слепыми», не способными различить истинное положение вещей. Они перестают понимать, где трус, а где храбрец, где глупый, а где умный, а значит, и свои собственные поступки не способны оценить в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности. Проведите такое исследование с вашими ребятами, наверняка результат окажется интересным для размышления.