Урок по истории для 7 класса Обычаи восточных славян


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Нефтекамская специальная коррекционная
школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями развития
Тема урока: «Обычаи восточных славян»

Подготовила:
учитель-дефектолог
Ванюшкина М.А.
Нефтекамск 2016г.
Цель урока: формировать у учащихся представление об обычаях восточных славян.
Задачи: Образовательные: рассказать об обычаях восточных славян, о народных приметах. Коррекционно - развивающие: продолжать развивать умение работать с текстом учебника: давать полные ответы. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории своего Отечества. Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданиями, обереги, кроссворд, каравай. Тип урока: комбинированный. 1. Организационный этап.
Прозвенел и смолк звонок
Всех позвал нас на урок
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор!
Прослушивание фрагмента песни «Гимн Славян - Славяне, Нас Объединяет Русь Святая»
- Ребята, скажите , пожалуйста, о ком эта песня?
- Сегодня на уроке мы продолжим  разговор о наших далеких предках - восточных славянах.
 2. Повторение изученного материала
1. Выберите соответствующие слова для каждого мастера. Соедините стрелками.
Кузнец кадки, бочки, топор,
нож
Гончар ладья, дерево, реки и
моря
Бондарь горн, наковальня, железо,
молот, огонь
Ладейщиквода, кувшин, горшок,
глина, печь
2.Заполните пропуски:
1.Каждая женщина умела … пряжу, … одежду. Мужчины … сети для рыбной ловли, … земледельческие инструменты, … посуду из дерева. Самыми уважаемыми мастерами были … и … .
Индивидуальная работа:
1.Распределить последовательность возделывания земли. Проставьте цифры в нужной последовательности.
сжигают срубленные деревья
славяне рубят деревья
сеют зерно
пашут землю
2. Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками.
Бортничество Собирали травы, ягоды,грибы.
Рыболовство Обрабатывали землю,выращивали урожай.
Охота Разводили домашних животных.
Скотоводство Ловили рыбу.
Земледелие Добывали диких зверей.
Собирательство Собирали мед диких пчел.
3. Кто изображен на картине? Что он делает?
- Успешно справились с заданиями. Молодцы, ребята!
3. Подготовка учащихся к усвоению материала.
- За многие годы у славян сложились свои обычаи. Тема сегодняшнего урока называется «Обычаи восточных славян».
4. Сообщение нового материала.
- - А как вы понимаете слово обычаи? - Вот такое объяснение дано слову “обычай ” в словаре Даля Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения
-Рассмотрим некоторые установившиеся правила поведения славян
 Мы знаем, что славяне умели хорошо трудиться, но любили они и повеселиться.
- Как вы думаете, как славяне веселились? (пели, плясали). А еще они водили хороводы. А что такое хоровод?
Хоровод – старинный танец, который танцевали взявшись за руки в круг, с песнями и музыкой
- Давайте посмотрим , как водятся хороводы.
- Какие бывают хороводы?
Физминутка
- Ребята, давайте и мы с вами встанем в хоровод (звучит музыка) . Представим, что в середине растет высокая, белоствольная береза. Славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет и чистоту. Милый обычай , водить хороводы сохранился и в наши дни.
- Ребята, горевали славяне тоже с песнями, пели плачи.
Плач – это погребальная песня.
Демонстрация иллюстрации «Тризна». Слайд 7 Сверху над могилой насыпали холм земли - курган и устраивали прощальный пир - тризну.
Тризна – это прощальный пир.
- А как сейчас мы называем погребальный пир? (поминки)
- А в чем помогали славяне друг другу? Зачитайте из текста учебника стр. 71- 72.
- Какими были славяне?
Они были добрыми и гостеприимными и мы тоже должны быть такими же как наши предки.
- А  как вы думаете, ребята, какой продукт питания считался главным?
 Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли.
-Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?
- Я хочу вас познакомить с некоторыми из них. - На экране я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. Худ обед, коли хлеба...
Кто пахать не ленится, у того и хлеб ... .
Много снега -много ...
Сюрпризный момент. (инсценировка «Угощение караваем»)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Вы примите, дорогие,
Нефтекамский   каравай.
С караваем соль подносим.
 Поклонясь, отведать просим.
(Дети вручают гостям хлеб-соль)
Рассказ учителя по иллюстрации.
Наши предки всегда с уважением относились к еде На столе стояла большая чаша. Старшие сидели на почетном месте. Начинал есть первым старший , а потом остальные. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти из - за стола.
А наша школа- это тоже одна большая семья. Назовите известные вам правила поведения в школьной столовой.
- Дома украшались рисунками и предметами, которые обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами.
Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.
- Некоторые учащиеся подготовили сообщения, давайте их послушаем. Демонстрация оберегов.
- На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.
- Славяне верили, что пока обереги у них в доме, то они будут счастливы и бог
- Наши предки  внимательно наблюдали за всем, особенно за природой и постепенно появились приметы.
Например,  много ягод на рябине – к холодной зиме. Зимой выпало много снега - к хорошему урожаю.
- Всему вышесказанному  славяне придавали особое  значение. Мы должны бережно хранить обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений.
5. Закрепление материала. - Ребята, давайте закрепим изученный материал и разгадаем кроссворд.
 - Посмотрите на экран . 1) Погребальная песня. 2)Песни, танцы, взявшись в круг. 3) Прощальный пир. 4) Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян, чудодейственной силой. 5) Круглый хлеб.
- Молодцы, ребята, вы верно разгадали кроссворд. .
6. Итак, давайте будем подводить итоги нашего урока - Ребята, что нового узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке?
Объявление оценок
Домашнее задание
Выполнить письменное задание на карточке
Рефлексия.
Предлагаю выбрать солнышко, которые соответствует вашему настроению.
Урок понравился, узнал(а) много нового.

Урок понравился, но только отдельные моменты.