Методическая разработка урока. Тема: «Лесостепи, степи

Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2










Проект урока по теме:
«Лесостепи, степи, полупустыни».
Урок- экспедиция. 8 класс.







Составитель:
учитель географии
Коптяева Ольга Александровна,
первая квалификационная категория




















Тема: Лесостепи, степи, полупустыни.

Цель:
Изучить особенности компонентов в лесостепях, степях и полупустынях
и взаимосвязи между компонентами зон.

Задачи:
- сформировать образ лесостепей, степей и полупустынь;
- углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
- изучить особенности природных компонентов в зонах и взаимосвязи между компонентами, использование природных зон в хозяйственной деятельности.
- выявить экологические проблемы и пути решения проблем;
- воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование:
Карты: физическая России, атласы 8класс, справочник по Челябинской области, раздаточный материал, компьютер, презентация.

Методы: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный.

Форма организации: групповая.


Этап урока
Информация
на доске
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время


1. Органи-зационный момент.


2. Активиза-ция опорных знаний.























3. Изучение нового материала.




























































































4. Рефлек-сия.






















Слайд №
(Схема:..)









Слайд №
Тема:
Лесостепи, степи, полупустыни

Слайд №
Фото.





Слайд №
(задачи)














Слайд №
Природная зона;.
Географическое положение;
Климат;
Почвы;
Слайд №
Растительность;
Животный мир; Слайд №
Деятельность
Человека.









Слайд №
таблица








Слайд №
Таблица.












































Слайд №
Соотнесите



















Слайд №
(ответы)

Рассаживаю по группам. (Перед входом в класс раздаю житоны разного цвета).

Добрый день! Меня зовут О.А. сегодня я проведу у вас урок.
(Я люблю путешествовать. )

Представьте, что мы в вами учёные-исследователи и сегодня мы с вами отправимся в экспедицию по природным зонам.
Прежде чем отправиться в путь мы должны проверить свой багаж.

Что значит природная зона?



И так взаимосвязь природных компонентов
Задание 1. Заполнить недостающие звенья и взнаимосвязи. (логическая цепочка)
Задание 2. Как происходит смена природных зон на равнинах. (В моём багаже всё перепутано, раздаю надписи с природными зонами. Предлагаю на доске выстроить зоны в правильной последовательности).

И так порядок навели, можем отправляться в экспедицию.

А в какие природные зоны мы отправимся?
Записываем тему урока.
Зачем изучать природные зоны?


Когда я собирала свой багаж мне попалась вот эта фотография. Мы с вами отправляемся в безлесные зоны.
Как вы думаете в какой из этих природных зон может быть такой ландшафт ?...
Цель поставлена.
Чтобы доказать или опровергнуть свои версии
Мы с вами отправляемся в путешествие.
Давайте определим задачи:
Изучить природную зону, дать описание.
2. Выяснить взаимосвязь компонентов природы.
Так как зоны три мы разделимся на три группы.
И каждая группа будет заниматься изучением одной природной зоны, а потом предоставит отчет о проделанной работе. Вам выданы маршрутные листы. Маршрут экспедиции расписан по этапам.
Отчёт по результатам экспедиции заносим в бланки.





В какой природной зоне мы живём?
Лесостепи мы будем рассматривать на примере нашей местности. Используя дополнительную литературу. (Справочник Челябинской области).
Степная зона. Используем учебник, карты атласа, таблицы.
Полупустыни и пустыни рассматриваем вместе. Так как территория занимаемая пустынями незначительна.
Корректирую работу в группах.

Ответы сопровождаю показом слайдов.
Дополняю ответы детей.



Реликтовые ленточные боры;

Степи- луговые, ковыльные, злаковые, сухие. Весна 2-3 недели. Яркий ковёр Луковицы - будут ждать весны.
Эфемеры- растения с коротким сроком вегетации.
Какие опасные явления могут быть в степях?

Вывод о взаимосвязи компонентов.

Полупустыни и пустыни.

Тарыки- ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольники.
Джузгун- песчаная акация, растет на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот.
Подводим итоги.

ЭТАП- 2. Выявления взаимосвязей между компонентами природы.
Возвращаемся к фотографии.
Докажите или опровергните свои версии выстроив логическую цепочку взаимосвязей природных компонентов.


Подсказка:
-в понижениях рельефа;
- грунтовые воды.
Работа с текстом учебника.
С. 167
« Познавательная задача»
(опорное предложение и вопрос)
Продумать вопросы со словом:

- Почему?.....
- Как?...
Опорные слова:
1. высокое плодородие чернозёмов;
2. не образует сплошного покрова;
3. меняется растительность.
Вывод
Экспедиция благополучно закончина.
Что нового мы узнали.



Собранные материалы молодой лаборант перепутал.
Помогите разобрать.

Напротив природной зоны ставите подходящую цифру.

Признаки и компоненты природных зон:


чернозёмы; 2. саксаул; 3. каштановые почвы; 4. ковыль; 5. брусника;
6. сосново-берёзовые рощи; 7. верблюжья колючка; 8. сайгак.


Лесостепи –
Степи –
Полупустыни, пустыни –


Обменяйтесь работами с соседом с права. Проверьте работу. Поставьте оценку.

Поднимите руку кто получил «5», «4», «3».
Спасибо за урок.




















П.З.-это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения почв, растительности и животного мира.

Ответы учащихся. Устно.
С севера на юг.


На доске размещают зоны (закон широтной зональности)
Ответы.


·Чтобы грамотно использовать в хозяйственных целях,
Чтобы было как можно меньше экологических проблем.





Высказывают свои предположения.


Ответы учащихся.




Работа в группах.









Приступают к описанию природных зон. Старший по группе
распределяет обязанности.
Когда работа в группе будет выполнена, обменяемся информациёй.
По очереди кто за что отвечал.


Лесостепной.
Переходная зона.

Работа в группах.






















Шаг 5.
Доказывают свои версии.















Работают с текстом учебника.

Продумывают вопросы.





Ответы .



1




3






































5







7











7
































5




Раздаточный материал.

Маршрутный лист.

Шаг 1. Выбрать руководителя группы. Распределить деятельность.

Шаг 2. Приступить к описанию природной зоны. § 35.
Отчёт по экспедиции.

Природ-ная зона


Географичес-
кое
положение
Климат:
Температура января, июля,
количество осадков,
коэффициент
Увлажнения.
(Атлас с.14)
Раститель-
ность






(Атлас с.20)
Животный мир





(Учебник с.141,
Атлас с.22)

Почвы






(Атлас с.18)
Деятельность человека

Лесос-тепь.
(С. 166-167.)






(Пр. № ..)









(Пр. № )
(Пр. № )
(Пр. №)
(Пр. №
С. 167)

Степь.
С. 167







(Пр. №
С. 167)









С. 168
С.168
С. 168
(Пр. №
С. 168)

Полупус-тыни, пустыни..
С. 168








(Пр. №
С. 169)









С. 169
С. 169
С. 169
(Пр. №
С. 169)



Шаг 3. Представить отчёт по экспедиции коллегам.

Шаг 4. Зафиксировать данные по соседним природным зонам.

Шаг 5. Выявить взаимосвязи между компонентами природных зон.
Работа с фотографией.
Подсказка:
-в понижениях рельефа;
- грунтовые воды.

Шаг 6. Работа с текстом учебника.

Продумать вопросы со словом:

- Почему?.....
- Как?...

Опорные слова:

высокое плодородие чернозёмов;
не образует сплошного покрова.



Собранные материалы молодой лаборант перепутал.
Помогите разобрать.


Напротив природной зоны ставите подходящую цифру.

Признаки и компоненты природных зон:


чернозёмы; 2. саксаул; 3. каштановые почвы; 4. ковыль; 5. брусника;
6. сосново-берёзовые рощи; 7. верблюжья колючка; 8. сайгак.


Лесостепи –
Степи –
Полупустыни, пустыни –


Шаг 7. Обменяйтесь работами с соседом с права. Проверьте работу. Поставьте оценку.

Нет ошибок- оценка «5»; 1-2 ошибки – оценка «4»; 3-4 ошибки – оценка – «3».








Вопросы:
- Почему в степи не растут деревья?
- Почему в степи деревья растут в понижениях рельефа?
- Какие природные условия способствуют высокому плодородию чернозёмов?
- Почему почвы степей обладают высоким плодородием?
- В тундре почти такое же количество осадков, что и в зоне степей, но она заболоченна, имеет избыточное увлажнение. Почему?
- Какие приспособления имеют обитатели полупустынь и пустынь?


- В полупустыне растительность не образует сплошного покрова, как в степи. Почему?
- Длина корней верблюжьей колючки достигает 18 м. Объясните, для чего ей такие длинные корни.
- Какие приспособления имеют обитатели полупустынь и пустынь?
- Какие опасные явления могут быть в степях?
- Как называют растения, жизнь которых от проростания до созревания семян проходит за очень короткие сроки? Почему они преобладают в степях и полупустынях?



Природная зона
Географичес-
кое
положение
Климат:
Температура января, июля,
количество осадков,
коэффициент
Увлажнения.

Раститель-ность
Животный мир
Почвы
Деятельность человека

Лесостепь

Узкая полоса между лесной и степной зонами. От западных границ до гор Южной Сибири.







t- янв. = -8 -16С
t- июля = +20

О = 500 мм.
K < 1 или = 1
Дубравы,
Берёзовые колки, ленточные реликтовые боры (ель, сосна, лиственница)
сосново-берёзовые рощи,
растения- степняки(типчак, ковыль),
брусника, душица обыкновенная, зверобой и др.

Зона смешения лесных и степных животных.
Волк, лисица, степной хорь, барсук, косуля,
Заяц, суслик и др.
Пернатые: глухарь, тетерев, серая куропатка, серый журавль и др.

Серые-лесные,
чернозёмы

Растениеводство: пшеница,
Кукуруза,
Сахарная свёкла,
Овёс.
Животноводство: молочное-м ясное животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство.

Степь
Юг европейской части страны и Западной Сибири.







t- янв. = - 8С
t- июля = +21-23С

О = 300-400 мм.
K < 1 (0,6-0,8
до 0,3 на севере).

Природные явления:
характерны
засухи, суховеи.
Ковыль, типчак, злаки,
Полынь, солодка.
Эфемеры-растения с коротким сроком вегетации(тюльпаны, пионы, ирисы, сон-трава.

Сайгак, сурки,
Светлый хорь,
Суслики, дрофа, тушканчики, хомяки, полёвки
чернозёмы
Растениеводство: пшеница,
Кукуруза,
Сахарная свёкла,
Бахчевые, подсолнечник, плодовые культуры.
Животноводство: молочное-м ясное животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство

Полупустыни, пустыни.

Расположены в Прикаспии и Восточном Предкавказье.








t- янв. = - 12С
t- июля = +24С

О = 300- мм.
О = 150- мм.
K < 1 (0,1-0,3).


Полынно-злаковая растительность, тимьян,
солянки, анабазис,
саксаул (4-5м,
до 150 лет),
верблюжья колючка.

Черепахи, ящерицы,
Кулан,
Джейран,
Песчанки, тушканчики и др.

Каштановые, бурые полупустынные,
Серозёмы.
Растениеводство:
пшеница, просо, горчица, бахчевые при орошении.
Животноводство:
тонкорунное
Овцеводство,
Коневодство,
Верблюдоводство.








Слайд №

1.чернозёмы; 2. саксаул; 3. каштановые почвы; 4. ковыль; 5. брусника;
6. сосново-берёзовые рощи; 7. верблюжья колючка; 8. сайгак.



Лесостепи – 5, 6

Степи – 1, 4, 8

Полупустыни, пустыни -2, 3,7



15