«Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе на уроках в начальной школе»


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:

«Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе на уроках в начальной школе»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 19.01.15 г. по 23.01.2015 года
2 сессия с 23.01.15 г. по 30.01.2015 года
Выполнила:
Сюняева Валентина Сергеевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ с.Курумоч,
Волжского района,
Самарской области
2015 г.


Содержание
Методы и приемы практической работы по теме 4
Описание педагогических технологий 9
Использование игровых приемов на уроке 13
Результаты практического внедрения ЗОТ в обучение 16
Список литературы 17
Приложение 1 19
Приложение 2 20
Приложение 3 22
Приложение 4 25
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. На практике оказалось: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых. К выпускным классам увеличивается количество случаев близорукости, нарушения осанки, нервно-психических расстройств. Таким образом, внедрение в практику начального общего образования здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных путей, с помощью которого можно предотвратить ряд проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья младших школьников. Введение здоровьесберегающих технологий в начальную школу должно в корне изменить существующие подходы к обучению и воспитанию детей. В таком важном вопросе как сохранение и укрепление здоровья учащегося, необходимо опираться на опыт предыдущих поколений, при этом обязательно учитывая особенности современных реалий, а также поведенческие особенности детей в отдельно взятом школьном коллективе.
Теперь в пакет документов ФГОС вошла Программа формирования ценности здорового образа жизни. Здоровье – одна из сущностных характеристик человека, наряду с духовностью и интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможности реализации биологической и социальной функции. (Сухомлинский В.А.) Ключевая задача ФГОС– формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий, как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.
Это задача номер один для всех нас.
Одна из целей новой школьной программы - подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья. Сегодня стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – процесса обучения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств осознанного понимания ценности собственного здоровья. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
На основе выше изложенного определяется следующее противоречие:
заказ общества в сохранении здоровья учащихся, формировании у них ценности здорового образа жизни, использовании здоровьесберегающих образовательных технологий (далее ЗОТ) - с другой стороны, мы видим низкий уровень физического и психического здоровья у большинства учащихся, несформированность ценностей здоровья, недостаточное владение педагогами здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Исходя из вышеперечисленных противоречий выявляется проблема – низкий уровень здоровья учащихся, причиной которой является, в том числе и недостаточное владение педагогами основ ЗОТ.
Цель: создать систему работы с учащимися I ступени обучения по введению в процесс работы учителями ЗОТ.
Задачи:
- укрепить здоровье учащихся;
- повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе;
- разработать и внедрить в практику системы оздоровительных, профилактических, коррекционных мероприятий;
-повысить интерес к учебной деятельности;
Методы и приемы практической работы по теме.
В Стандарте второго поколения (ФГОС) определен «портрет» учащегося начальной школы: «любознательный, интересующийся, активно познающий мир, выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих», а также проанализировав причины школьных болезней, можно прийти к выводу о необходимости использования ЗОТ комплексно. Современная школа призвана не только обучать ребенка, но и гарантировать его психическое, духовное и физическое здоровье. Ухудшение состояния здоровья учащегося может быть обусловлено несколькими причинами. Вот примерный перечень причин, которые могут привести к плохому состоянию:
- повышение интенсивности учебного процесса (большее, по сравнению с предыдущими поколениями учеников, объем усвояемых знаний, большое количество внеклассных занятий, как следствие, мало времени для отдыха и прогулок);
- педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
- давление со стороны родителей на ребенка (завышенные требования, при этом не учитываются реальные возможности ребенка);
- нарушение режима дня, либо полное его отсутствие; неправильное/несбалансированное питание;
- большая роль компьютерных технологий в ежедневной жизни ребенка, как следствие, малоподвижный образ жизни, что также играет немалую роль в ослаблении здоровья ребенка;
- плохая организация условий обучения и труда (низкая освещенность, неудобные парты, невозможность комфортной демонстрации учебных материалов, гнетущая атмосфера).
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Как известно, дети наиболее подвержены стрессам именно в такие переломные моменты.
После определения причин необходимо определиться с методами и порядком организации мероприятий ЗОТ. Каждая метода должна быть полезна, то есть решать актуальную задачу, своевременной и подходящей к данному школьному детскому коллективу.
Таким образом, мы приходим к следующим инструментам ЗОТ:
организационно-педагогические;
правильная организация рабочего пространства ученика (освещение должно быть преимущественно с левой стороны, парты должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, частое проветривание помещения, наличие всего необходимого для труда и досуга ребенка);
частая смена видов учебной деятельности (4-7 за урок);
активное участие учеников в обучении методами: опроса, чтения, письменных работ, заслушивание текстов, викторины, составление рассказов по теме урока, практическое занятие, решение задач и примеров, ознакомление с наглядными материалами.
задействование в обучении нескольких видов преподавания: словесного, наглядного, аудиовизуального;
организация выездных обучающих мероприятий (музеи, выставки, участие во внешних конкурсах, викторинах, спортивных мероприятиях);
формирование интереса и мотивации к обучению, включение учащихся в обсуждаемую проблему ведет к взаимному интересу, который подавляет утомление.
психолого-педагогические;
игровые технологии обучения;
оригинальные задания и задачи;
игровые обучающие программы;
поощрение детей к самостоятельной мыслительной деятельности;
тактичное исправление ошибок;
позитивная реакция на желание ребят выразить свою точку зрения;
поощрение стремления детей к самоанализу;
создание психологического комфорта на уроках;
обучение по технологии сотрудничества (работа в группах, попарно, соревнования между группами, само- и взаимооценка результатов своей деятельности).
учебно-воспитательные.
- содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий);
- обеспечить нравственное воспитание;
содействовать трудовому воспитанию;
содействовать эстетическому воспитанию учащихся
содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о профилактике их утомляемости на уроке);
воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли,
большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям.
воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;
воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу
воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление,
терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;
Здесь важно отметить, что всегда есть смысл обращаться к возрастным особенностям ребенка, ориентироваться на его субъективный опыт. Так, если в 1-2 классах можно объяснять некоторые абстрактные понятия при помощи сказкотерапии, описывая те или иные случаи с участием героев сказок, то в 3-4 классах уже можно вводить общепринятые объяснения сложных понятий. Это обусловлено тем, что к 3-4 классу ребенок уже готов перейти к тому новому для него рубежу, где он становится более самостоятелен как в процессе обучения, так и в социуме.
Составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе;
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия, и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, следует проводить физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, нужно правильно определить психологический климат на уроке, во втором классе будет полезна методика Лутошкина А.Н., которая предлагает детям рисовать различные значки на полях тетрадей во время уроков, что является отличной подмогой учителю. Также важно проводить эмоциональную разрядку, следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки учитывают специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток могут быть включены:
-упражнения по формированию осанки;
-укреплению зрения;
-укрепления мышц рук;
-отдых позвоночника;
-релаксационные упражнения для мышц лица;
-потягивание;
-массаж лица, рук.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Здесь учителю помогут совместно выученные с классом песенки, прибаутки, ситуативные скороговорки. (Прил)
Однако важно не только знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы видно, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Поэтому концепция здоровьесберегающего обучения может быть очерчена следующими определениями.
Здоровьесберегающее обучение -
- направлено на обеспечение психического, физического и духовного здоровья учащихся;
- достигается через учет особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии;
- приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.
Описание педагогических технологий
Как уже было упомянуто выше, психологический и духовный комфорт ученика и учителя также играет немаловажную роль в сохранении здоровья. Так, оправдано применение некоторых личностно-ориентированных технологий преподавания, что и предлагается рассмотреть ниже.
Одна из них - это технология сотрудничества, что только повышает результативности применения ЗОТ в педагогической деятельности. Здесь в центр образовательной системы ставиться личность ребёнка, обеспечивая тем самым комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, упомянутая выше, а также технологии свободного воспитания. Именно технологию сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, так как она является наиболее психологически приспособленной для детей этого возраста, и поэтому является мощным вспомогательным элементом для педагога.
Основной целью занятий непременно должно являться побуждение учеников к познанию, необходимость вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, дабы использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться познавать вместе, а не рутинное выполнение задач в классе. При этом педагог в первую очередь должен понимать и разделять эти понятия, и постараться донести эту разницу до детей как можно раньше. Своевременное осознание интереса к познанию позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Принципы гуманности, как по отношению к детям, так и к окружающему, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь, и оптимизм, вера в людей, отсутствие прямого принуждения к кому бы то ни было, приоритет положительного стимулирования, терпимости к людским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Здоровое, спокойное и здравое понимание окружающей действительности, как правило, зарождается именно в возрасте 5-10 лет. И именно правила гуманности учат детей грамотно распоряжаться поступающей информацией из социально-правовой сферы жизни.
При использовании технологии уровневой дифференциации обучения, урок подготавливается с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, при использовании трехуровневых заданий, в том числе и контрольные работы. Так, могут быть созданы условия для помощи более слабым ученикам и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. При этом есть возможность предоставления сильным ученикам возможности двигаться дальше, пока педагог может уделить внимание слабым сторонам иных учеников, и простимулировать их деятельность. Таким образом, стирается граница между слабыми и сильными учениками, что не способствует созданию иерархической среды в классе – главного бича школы во все времена. Эта технология наиболее применима уроках русского языка и математики. Будет полезным подготовить папки с заданиями для детей в тетрадях с печатной основой заранее.
Технологии уровневой дифференциации позволяют создать условия для обучения детей с разным уровнем сформированности познавательной сферы, в том числе как для одарённых обучающихся, так и с недостаточным уровнем познавательной сферы.Изложенные выше данные, при использовании их на практике, показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающих образовательных технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах, также способствует активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического мастерства.
Технология личностно-ориентированного обучения позволяет без давления на ученика сохранить и поддержать индивидуальность ребенка, предоставить возможность каждому ребенку работать в своем темпе, обеспечить своевременную помощь каждому ребенку при возникновении трудностей обучения, создать условия для реализации творческих возможностей школьника, и тем самым создать условия для обязательной успешной деятельности.
Технология проблемного обучения предполагает творческое овладение знаниями, умениями и навыками усвоения способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.Игровые технологии создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, способствуют формированию универсальных учебных действий.
Во время уроков оправдано использование Информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Учащимся очень интересно на таких уроках. Они признаются, что урок по времени как будто становится короче, и они не замечают, как быстро проходит время. Эти уроки дают возможность дать материал на высоком уровне, закрепить материал с помощью интересной викторины, где все учащиеся вовлечены в процесс. На уроках математики можно играть в математический футбол, а на уроках русского языка писать зрительные диктанты. На уроках для расширения поля зрения можно использовать таблицы Шульте.
Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.
Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.
На уроках окружающего мира учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене.
У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Уроки помогают понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом здоровье зависит от самих учащихся.
Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Использование игровых приемов на уроке
Ниже предлагается рассмотреть упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока, с целью снятие умственного и физического напряжения для продолжения продуктивной деятельности.
В начале урока выполняются следующие упражнения:
«Растирание ушных раковин и пальцев рук»
Цель: активизирует все системы организма.
Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
«Ленивые восьмёрки»
Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом - другой, затем – сразу обеими руками.
Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения.
«Дыхательная гимнастика»
Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем.
Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
«Поза дерева»
Цель: снимает статическое напряжение позвоночника.
Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут. Это упражнение можно выполнять стоя.
Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение.
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).
Остановить бег мыслей в голове
Сказать добрые слова друг другу.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и « этюды для души»
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе» направлено на снятие напряжения.
-В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце.
Оно несёт тепло всем- всем. (Руки в стороны перед собой).
Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова» и поэтому, проводя уроки окружающего мира , надо учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Важно не только научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной активной деятельности.
Помочь в этом могут нетрадиционные уроки:
Урок-КВН
Урок-сказка
Урок-путешествие
Урок-спектакль
Урок-игра
Урок-викторина
Урок-творчество
Полезно проводить комплексы упражнений для: глаз, осанки, дыхательную гимнастику.
Уроки должны приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желания прийти на занятие снова.

Результаты практического внедрения ЗОТ в обучение
Использование ЗОТ на уроках привело к положительным результатам:
резко снизился уровень утомляемости;
повысилась мотивация учения;
повысилось качество усвоения материала.
Изложенная выше работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих образовательных технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшает психологический климат.
Задача образовательного процесса должна состоять в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка.
 

Список литературы
Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.
Гладышева О. С. Уроки здоровья : Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издательство "Радяньска школа", 1985 г.
Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. – 1997. № 6.- с. 38-40.
Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2010. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 59 с.
Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2003.- 56с.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2009 г.
Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.
http://pedsovet.org
http://festival.1september.ru
http://www.ychitel.com
http://comp-doctor.ru
Приложение 1
Комплекс упражнений для глаз.
1.Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении.(Повторить 10 раз.)
2.Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.
3.Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо.Выполнять упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее.
4.Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль.Упражнение повторить несколько раз.
5.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до Повторить 4-5 раз.
6.Крепко зажмурить глаза(считать до3), открыть их и посмотреть вдаль(считать до 5). Повторить 4-5 раз.
7.Вытянуть правую руку вперед.Следить глазами, поворачивая голову, за медленными движениями указательного паль ца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.
8. Ах. как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко!(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза руками)
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх-вправо,вверх-влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,( Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Приложение 2
Дыхательная гимнастика.
Правила выполнения.
1. Во время упражнений дышать только через нос.
2. Все вдохи-выдохи делаются в режиме строевого шага.
3. Гимнастика выполняется под счет на 8 (Уч-ся считают только про себя: «и» -вдох, «цифра»-выдох).
4. Вдох делается одновременно с движением.
5. Минимальное количество упражнений-3.
Комплексы упражнений.
«Ладошки»
И. п.-встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя.
Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки.Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц.Делается 4 вдоха с последующей паузой 3-4 секунды.Норма-24 раза по 4 вдоха.
«Погончики»
И. п.-встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.
В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом.Кисти рук выше пояса не поднимать.Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8(3-4 секунды).Выполняется стоя, сидя, лежа.
«Кошка»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола.
На вдохе делается полуприсед с одновременным поворотом туловища влево или вправо.Руки делают хватательные движения на уровне пояса.Спина прямая.
«Насос»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.
На вдохе делается легкий наклон, руки тянутся к полу, но не касаются его.На выдохе слегка выпрямляться, но не входить в основную стойку.Спина круглая, голова опущена.
«Проколотый мяч»
Сделайте глубокий вдох.При выдохе сымитируйте свист воздуха из проколотого мяча.
«Звукоподражание»
Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..«Цветочный магазин»
И.п.-стоя.
Делая вдох, представте себе, что нюхаите цветок(ребра расширяются, низ живота под тягивается).Выдох медленный и плавный.Выполнять 3-4 раза.
«Свеча»
Взять узкую полоску бумаги, представить себе, что это свеча.Делать медленный выдох в ее направлении.Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний.Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе.Вдох должен быть максимально глубоким.
«Повороты головой»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.
Поворот головой вправо-шумный короткий вдох.Поворот головы влево- шумный короткий выдох .Посередине голова не останавливается, шея не напрягается.Выдох через рот во время смены позиций.
Приложение 3
Упражнения для формирования правильной осанки
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка. хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Приложение 4
Таблица Шульте для определения внимания и скорости запоминания
у младших школьников

Буквенный вариант таблицы Шульте.