Памятка Советы педагогу по адаптации детей


Советы педагогу: 
1. Дайте детям вновь ощутить себя сплочённым коллективом  Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, пройдя от ощущения некой скованности в общении, к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к группе. Для того, чтобы дети быстрее вновь ощутили себя сплоченным коллективом, а не остались «чужими» друг для друга, необходимо как можно больше внимания в первые дни уделить совместным сплачивающим мероприятиям. Походы, арбузники, совместный выпуск газеты по летней тематике, театральные постановки, создание символа группы, смешного фотоальбома первых дней в училище, заполнение шутливого паспорта группы и ведение летописи –эти и многие другие мероприятия помогут быстро сплотить учащихся.  2. Дайте ученикам возможность поделиться летними впечатлениями  В первые дни прихода в училище детям охота в первую очередь поделиться летними впечатлениями – они выходят на первый план, заслоняя учебу. Поэтому важно дать возможность учащимся поговорить про летние впечатления, для того, чтобы отреагировать их, тем самым, выводя вперед учебные моменты. При этом, разговор о лете не должен сводиться к сочинению «Как я провел лето» - дети не очень –то готовы в первых числах сентября писать сочинения.. Пускай учащиеся принесут летние фотографии и оформят ими стену класса, сделав нужные подписи; пусть ученики по командам издадут газету с летними впечатлениями или приготовят небольшие командные выступления о летних впечатлениях.  3. Поддержите интерес учеников к занятиям  Почти все учащиеся приходят на занятия после каникул достаточно замотивированные – им хочется идти на учебу. Однако это чувство может быстро угаснуть, если начало учебного процесса не «зажигает» ребенка - организовано неинтересно или ребенок чувствует себя не вполне комфортно. «Как встретишь новый год, так его и проведешь» - гласит мудрость. Это актуально и для учебной мотивации – хорошее начало учебы дает мощный толчок на долгое время. Поэтому важно всячески поддерживать ту мотивацию, с которой ученик пришел на занятия, организуя учебный процесс, в том числе, повторение в интересной форме для учащихся, создавая безопасную среду в группе. 
4. Совмещай на уроке серьёзные и занимательные моменты  Дети физиологически и психологически не могут сразу же после каникул быстро войти в прежний темп деятельности и обрести былую работоспособность – учащимся трудно долго поддерживать внимание, работать в одном темпе. Для минимизации этих явлений, целесообразно проводить больше физкультминуток, на уроках организовывать более частые смены разных видов деятельности, совмещать серьезные и занимательные моменты, а также уделить особое внимание домашнему заданию.  5. Напомни учащимся о правилах  Учащимся свойственно забывать правила поведения, общения, которые, казалось бы, не раз проговаривались и разбирались. С одной стороны, это связано с естественной забывчивостью, а с другой стороны, вступает в силу «искусственная» забывчивость, когда ребенок пытается проверить границы – может в этом году это правило уже неактуально, может учитель про него забудет? Поэтому в начале года, важно вновь вернуться к необходимым правилам, чтобы показать учащимся, что они никуда не делись. Но важно не только рассказать, но и проконтролировать, как учащиеся соблюдают правила. Правило так и останется правилом, если дети хотя бы раз почувствуют, что можно его не соблюдать.  6. Обсудите с учащимися предстоящие мероприятия  Для учащихся важно знать, что их ждет в жизни группы, хотя бы на частично наперед, а также принимать участие в планировании мероприятий. Это позволяет сориентироваться, кроме того, ученики принимают большую активность в дальнейшей реализации тех дел, которые они предложили сами. Исходя из этого, в первые дни необходимо вместе с детьми обсудить те мероприятия, которые бы они хотели, чтобы были проведены в группе, затем оформить предложения, разместив их на видном месте в аудитории, и, конечно, стремиться к их реализации.  7. Поддержите ученика в стремлении стать лучше  Очень часто учащиеся приходят первого сентября с желанием начать новую жизнь – они готовы учиться лучше или исправить поведение. Но все это сможет реализоваться, если учитель увидит тех детей, которые мечтают о лучшем, и поможет им реализовать стремление. Ведь если ребенок не видит поддержки взрослого в своем стремлении, то все инициативы постепенно угасают. Таковы основные моменты, на которые следует обратить внимание педагогам , если они хотят, чтобы адаптационный период стал не «трудным» моментом в жизни учащихся, а ситуацией полноценного развития!