Реализация системно — деятельностного подхода к обучению английскому языку учащихся


Я третий год работаю над темой исследования «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку учащихся с высокой познавательной активностью через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ».В современных условиях важной задачей учителя является выбор и проработка таких педагогических технологий, которые могли бы не только обеспечить эффективное усвоение предметных знаний, но и способствовали бы формированию у учащихся умения и желания учиться всю жизнь, а, следовательно, обладать информационной компетентностью. Учащиеся должны уметь работать в команде, обладать способностью к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. С другой стороны деятельность учителя должна быть направлена на выявление и развитие талантливости и творчества детей. Поиск эффективных в данном отношении педагогических технологий обучения иностранному языку приводит к популярному сегодня методу информационно-коммуникационных технологий, являющемуся базовым в рамках системно-деятельностного подхода. Этим определяется актуальность исследования: реализация системно-деятельностного подхода в обучении через использование информационно-коммуникационных технологий способствует дальнейшему развитию мотивации к углубленному изучению предмета, расширению кругозора (привлечение знаний из других областей – установление межпредметных связей) учащихся с высоким уровнем познавательной активности, повышению качества образования по английскому языку. В основе педагогического исследования лежат теоретические положения методистов и психологов о системно-деятельностном подходе к обучению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, теория развития познавательного интереса, познавательной активности Г. И. Щукиной, теория проектного обучения Е. С. Полат. Исходя из того, что современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- свободно владеть информационно-компьютерными технологиями,
- самостоятельно приобретать необходимые знания,
- критически мыслить,
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, -
при традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.
Процесс обучения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, его взаимодействие в системе «человек – мир». Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Опыт работы в школе показывает приоритетность организации деятельности самого ученика как субъекта образовательного процесса. Поэтому одним из направлений исследования является реализация принципа системно-деятельностного подхода, при котором ученик сам является активным созидателем своего собственного знания, что в педагогической литературе выражается в описании ситуации: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» (Г.А. Цукерман).
Исследование помогло определить приёмы, формы, методы работы в рамках использования информационно-коммуникационных технологий, способствующих созданию 4 этапов развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, теоретический интерес. Исследование помогло установить интеграцию основ теории развития познавательного интереса и проектного обучения: познавательный интерес ребёнка способствует появлению продукта интеллектуальной деятельности – проекта.
Исследование показало, что системно – деятельностный подход помогает решить проблемы обучения учащихся различных категорий, в первую очередь, детей с высокой познавательной активностью:
- система традиционного обучения английскому языку «задерживает» формирование лингвистических навыков, углубления знаний учащихся, имеющих более высокий уровень развития
- урок, организованный с применением традиционных технологий не создаёт условий для творческого использования приобретённых знаний
- большинство учащихся в силу сложности предмета имеют низкую мотивацию к изучению английского языка (или же мотивация снижается даже у учащихся с высокой познавательной активностью из года в год).
Исследование убеждает в том, что учитель сталкивается с определёнными трудностями при использовании информационно-коммуникационных технологий на уроке английского языка:
- недостаточный уровень владения навыками работы на компьютере
- недостаточный уровень теоретической подготовки к работе на компьютере по отдельным программам
- недостаточный уровень методической подготовки по использованию ИКТ на уроке.
Современные школьники зачастую владеют компьютером лучше, чем учитель. Поэтому учитель должен пройти серьёзную подготовку, прежде чем ИКТ станет частью урока. Особая роль в этом случае отводится самообразованию и возможности учителя к проявлению способностей к инновационной деятельности и самостоятельной мотивации. Важно и наличие соответствующей материально-технической базы: достаточное количество компьютеров, ЦОРов, ЭОРов, видео-аудиоматериалов.
Как известно, учитель, обладающий высоким уровнем развития мотивации, способен передать это качество ученику. Поэтому важным этапом работы считается создание условий для развития мотивации учащихся к использованию ИКТ на уроке английского языка. Способами мотивации могут быть следующие формы:
- индивидуальное задание
- групповой проект
- исследование.
Развитие индивидуальности участников образовательного процесса происходит тогда, когда они имеют возможность осуществлять для себя выбор сфер самореализации. А чтобы иметь основу для такой деятельности, способствующей личностному росту, ученик и учитель должны обладать сформированными информационно-коммуникативными умениями, поскольку именно они в значительной мере являются инструментом, обеспечивающим личности возможности реализации собственных интересов, склонностей и способностей.
Бесспорным является утверждение, что использование ИКТ эффективно влияет на повышение интереса к обучению как на одном уроке, так и в системе занятий. Урок с использованием ИКТ технологий приобретает отличительные черты по сравнению с уроком, на котором могут быть использованы иные образовательные технологии. Обычно на уроке предполагается от 2 до 5 минут «врабатывания» в занятие и устойчивую работоспособность в зависимости от возраста - 10-30 минут, при смене видов деятельности - от 4 до 7. На уроке с использованием ИКТ сокращается подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже. Использование ИКТ в интервале между 15 и 20 минутами и между 30 и 35 минутами позволяет поддержать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Безусловно, использование ИКТ должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями СанПИНов. Следует помнить, что редкое использование ИКТ вызывает перевозбуждение, а частое – потерю интереса. Опыт построен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, при которых в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает для обучающихся 1 ступени 1 урока, обучающихся 2-3 ступени – 1-2 уроков. Неотъемлемой частью каждого урока является организация минут отдыха, гимнастики для глаз.
В ходе исследования были сформулированы выводы:
1). Технологии обучения, основанные на использовании в учебном процессе информационно – обучающее - контролирующих компьютерных программ Работа с обучающими компьютерными программами – это первый шаг к самостоятельному образованию в рамках профильного обучения и подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ в старших классах, а впоследствии к учебе в ВУЗах.
2). Технологии обучения, основанные на использовании мультимедийных программных комплексов, информации, содержащейся в международной компьютерной сети Internet, а также других возможностей компьютерных телекоммуникаций, позволяющих реализовать технологии дистанционного обучения, направлены на развитие учащегося.
3). Важная роль в системе непрерывного обучения иностранному языку отводится внеурочной деятельности: факультативы, профили, участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.
4). Повышению уровня мотивации и успешности обучения способствуют современные образовательные технологии: исследовательская (проблемно-поисковая), рефлексивная (портфолио).