Урок по литературе в 11 класс на тему А.А. Фадеев « Разгром». Кто мне ближе: Морозна или Мечик?

МБОУ « Супоневская средняя общеобразовательная школа №2»
Литература
Тема урока:
А.А. Фадеев « Разгром». Кто мне ближе: Морозна или Мечик?
11 класс
Учебник под редакцией В.П. Журавлева « Русская
литература 20 века» в двух частях
Учитель русского языка и литературы Федоренко Светлана Вячеславовна



Тема: А. А. Фадеев « Разгром». Кто мне ближе: Морозка или Мечик?
11 класс
Цели: воспитательные- воспитание чувства патриотизма,
гуманного отношения к окружающим;
образовательные- дать представление о личности писателя;
- выявить личностное отношение к проблеме, находящейся в теме урока;
- побудить к высказыванию собственной точки зрения;
развивающие- развитие навыков сопоставления, обобщения,
аргументированного доказательства; - развитие связной монологической речи учащихся
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент
2. Слово учителя
Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать.
А я стою один меж ними В ревущем пламени и дыме. И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.
Очень часто человек встает перед выбором. Посмотрите на тему нашего урока и определите сегодняшние цели занятия. « Кровь» и «мораль», « насилие» и «нравственность», «цель» и «средство»-вот коренные вопросы, занимавшие умы всех времен, мучительно решавшиеся классиками мировой и русской литературы, а в первые годы после Октябрьской революции они приобрели небывалую остроту.
Эти же вопросы волновали и А.А. Фадеева. Прикоснемся же к творчеству писателя.
3. Биографическая страница . Выступление 1 микрогруппы 1901г
Родился. Отец-народоволец, мать-марксистка.
1908г.
Антонина Владимировна Фадеева переехала на Дальний Восток и обосновалась в уссурийском селе Чугуевке.
1910г.
Поступает во владивостокское коммерческое училище.
В 16 лет Член партии, участник антиколчаковского большевистского подполья.
В 18 лет- Комиссар полка народно-революционной армии.
20 лет - Студент Горной академии и одновременно парторг одного из московских заводов.
С1925 по!926 работает над романом « Разгром»
1941-1945 работает корреспондентом газеты « Правда»
1944- работает над романом « Молодая гвардия», который затем был удостоен Сталинской премии.
1946 -избран секретарем Союза писателей.
13 мая 1956 - в подмосковном поселке Переделкино прозвучал пистолетный выстрел.
16 мая 1956- похороны на Новодевичьем кладбище в Москве.
4. Поверка первичного восприятия романа А.А. Фадеева « Разгром»
Как вы понимаете слова самого писателя «В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей»? Какой художественный прием лежит в основе романа? Словарная работа Антитеза- противопоставление Найдите приемы антитезы в романе. Красные-белые Добро-зло Любовь- ненависть Морозка -Мечик
5 Сопоставление главных героев романа. Работа по группам.
1. Группа - Морозка
2. Группа - Мечик
Морозка

Мечик


Как имя героев раскрывает их характер?


Полное имя - Иван Морозов. В имени скрывается что-то сильное

Полное имя - Павел Мечик. В имени метание


Как выглядят герои, как внешность определяет их внутренний мир?


Герою 27 лет, внешность описывается через сходство с конем:»., такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист, кривоног, так же простовато хитер и блудлив»

!9ле. Белокурый, с вьющимися волосами. Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое


Каждый человек- личность, у которой свои социальные корни, мечты, настроения. Каковы же эти корни и настроения у наших
героев?


Морозка был шахтером во втором поколении. Морозка не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами. На фронте первой мировой войны 6 раз ранен, дважды контужен. « Жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец»

Интеллигент, окончил гимназию, вступает в партию эсеров-максималистов. Направлен в партизанский отряд Шандыбы. Жаждет героических подвигов. Мечтает о том, что попадает в братство сильных и справедливых.


Обратите внимание на построение сложных предложений. О чем говорит синтаксис?

Кто такие Максималисты?


Человека характеризуют поступки. Какие яркие поступки, Какие же яркие поступки помогают понять наших героев?


- спасение Мечика

Бегство Мечика


Боль за человека, сострадание, гуманность, храбрость

Трусость, непонимание происходящего


- кража дынь

- после госпиталя попадает в




отряд, случай с Зючихой


Самое дорогое, чем дорожит -шахтерское слово. Он сжился с этими людьми, ему некуда идти

Его самолюбие было жестоко уязвлено, Он чувствовал себя так, словно эту обидную кобылу дали ему нарочно, чтобы унизить с самого начала. « Все равно я не буду за ней ухаживать, пускай подыхает». Проникается ненавистью к кобыле.


А как ведут себя в отряде герои?


Терпит крах в личных отношениях с Варей. Спасение ищет в отряде. - Предан своим товарищам. Уважает Левинсона, Бакланова, Дубова, пытается даже им подражать

Кипучая жизнь отряда прошла мимо Мечика. - Сблизился с двумя людьми: Пикой и Чижом.


Как к героям относятся окружающие?


- Товарищи любят, уважают за смелость. Видят в Морозке не только хорошего бойца, но и отзывчивого человека

Они издевались над Мечиком по всякому поводу - над его городским пиджаком, над правильной речью, над тем, что он не умеет чистить винтовку, даже над тем, что он съедает меньше фунта хлеба за обедом. _ «Да он ничего- Чистенький!»


Какова самооценка героев?


Размышляя о своей жизни, герой думает, что 27 лет прожито им напрасно

« Я вовсе не обязан страдать за других» ( Ему приятно думать было, будто он стал жертвой за кого-то другого)


Самая жестокая проверка человека- ситуация выбора между жизнью и смертью. В последней главе Фадеев ставит героев в такую ситуацию, причем одинаковую для обоих. Как повели себя они?


Не задумываясь о себе, Морозка





« Что я наделал, как мог, я это


отдает свою жизнь ради жизни товарищей. « Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-нибудь возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности».






товарищей. « Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-нибудь возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности».

сделать,- я, такой хороший и честный и никому не желавший зла.
И мучился он не столько потому, что из-за этого его поступка погибли десятки доверившихся ему людей, сколько потому, что несмываемое грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе.




6. Самостоятелышя работа . Написать мини- сочинение, ответив на вопрос урока
Пример творческой работы, выполненной на уроке ученицей Карповой
Юлией

Морозка
Вновь дымится погасший костер,
Согревая его ладони. Вновь ведет он с луной разговор, А в ответ где-то плачут гармони.
Только звезды срываются вниз,
Словно искры от залпов стальных.
Вот опять чья-то кончится жизнь,
Кровь смешалась врагов и своих.
И тоска по сердцу мечом,
Не спасает и пьяный дурман,
Склонит голову конь на плечо,
Разгоняя злых мыслей туман.
Под шахтерский рожденный гудок
Он ни лени не знал, ни преград...
Не искал в жизни новых дорог,
Просто жил и был этому рад.
Под гармони усталый мотив Вся веселая юность прошла,
Так всю жизнь, промотав, прокутив,
Не находит покоя душа.
Был он вроде и добрый, и злой,
От проблем не бежал никогда.
Все принять мог в душе молодой,
Только «чистеньких» он презирал.
Дома ждет лишь сырая постель,
В паутине застывшая печь.
Для кого жить парнишке теперь
И кого от печали беречь?
Не познать слез и радость отца,
Поднимавшего к небу дитя,
Где-то дарит всю ласку бойцам
"Его милая Варя, шутя.
Вот собрался отряд впопыхах,
Не вернулся с разведки боец,
И с последней цигаркой в зубах
Приближался его славный конец.
Тишину разорвет на куски
Оглушительным топотом ног,
Грудь заполнит, зажав в тиски,
Пылью, смешанной с кровью дорог.
Вновь дымится погасший костер,
Согревая его ладони. Вновь ведет он с луной разговор, А в ответ где-то плачут гармони.
7. Подведение итогов урока. Оценивание учителем выступлений учащихся.
8. Домашнее задание: Что объединяет Раскольникова и Левинсона? По выбору: - Написать мини-сочинение « Что лучше зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред»?
- Выполнить иллюстрации к роману


15