Урок-дискуссия Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы


Тема: Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Ведерникова М. Ф.)
Цель: Формирование гражданской позиции на основе обсуждения проблемы защиты Отечества в 1812 г
Задачи:
Учащиеся формируют представление о ходе Отечественной войны 1812 г., чувство гордости за свое Отечество, развивают умения и навыки работы с различными источниками, учатся анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы делать выводы и оценивать исторические события
Эпиграф: «А слава тех не умирает, кто за Отечество умрёт»
Г. Р. Державин «На взятие Измаила»
Добрый день! Уважаемые гости и учащиеся нашей школы. Мы собрались с вами в этой аудитории, чтобы поговорить о событии, которое вот уже 200 лет волнует и будоражит умы не только русских и французских людей, но и многие умы человечества. Мы с вами будем говорить о событиях и людях Отечественной войны 1812 года. Тема нашей дискуссии «Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы». Как вы думаете, о чём сегодня будет наш разговор? (О служении Отчизне, о доблести и мужестве её защитников)
Не случайно эпиграфом нашего урока мы взяли слова Г. Р. Державина (слайд)
Сегодня наша Родина переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Идет сложный процесс политических и экономических преобразований. К сожалению, он сопровождается экономическим  и социальным кризисом. Начавшаяся военная реформа идет в условиях негативных процессов в духовной сфере общества (безверие, потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров) и ограниченных материальных и финансовых возможностей государства. В этих условиях каждому из нас особенно необходимо сохранить и укрепить чувство любви к своему Отечеству, сохранить национальную гордость и самосознание.
В нашей аудитории находятся молодые люди, которым если не в этом году, то в следующем исполнится 18 лет. Кто-то из вас поступит в высшее учебное заведение, а кто-то получит повестку и пойдет в армию, станет защитником Отечества.
1. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?
(ответы учащихся, приведение примеров и аргументов из истории Отечественной войны 1812 года.)
а) нет (А кому сегодня это нужно, у нас отрицательно относятся к армии, о военном подвиге участников горячих точек не вспоминают, я уже не говорю, об участниках ВОВ;
в армию многие идут потому что никуда не смогли поступить; не думаю, что это из желания защищать Родину.)
б) зависит от обстоятельств (На рубеже XX – XXI веков в нашей стране изменились многие ценности, в том числе значение и роли армии, патриотические чувства сейчас практически не востребованы, многие средства массовой информации показывают только негативные факты и процессы, не оставляя места ни героическим страницам истории, ни ратным подвигам.)
Без патриотизма и верности воинскому долгу нет защитников Отечества, а есть просто наемник, выполняющий свои обязанности за деньги, всегда готовый перейти туда, где больше заплатят. .Патриотизм и верность воинскому долгу - это те морально - духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.
г) да (- Наша страна имеет свои традиции. А традиции – это история, в том числе и военная, которая по словам Н. М. Карамзина, «есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»
-Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!)
Пойдем сомкнемся в ратном строе, пойдем и в ужасах войны
Друзья, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу…
(Ф. Н. Глинка «Военная песнь»)
Вывод Время меняет мир вокруг нас, но защита Родины всегда была и остается главной обязанностью граждан и государства. Без этого у страны нет будущего. Военная служба всегда была уделом мужественных, сильных людей, для кого любовь к Родине означает непоколебимую верность воинскому долгу.
.2. Сегодня можно услышать и прочесть самые разные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким мнением согласны вы?
а) сегодня, в век общечеловеческих ценностей, понятие Родина устарело;
(Сейчас, наверное, каждый думает о себе, а потом о Родине.)
б) оно в наши дни может существовать, как нечто личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей;
(Родина – это место где ты появился на свет, где прошло твоё детство, где ты встретишь старость)
в) чувство Родины существовало, существует и будет существовать;
(Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремиться возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения. )
(Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т.е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил.)
г) такая проблема меня не интересует.
3. «Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?»
-размышляет А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Выскажите свое мнение о причинах победы русского народа в 1812 году.
(Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины и предмет нашей гордости, а также грозное предостережение недругам.
Весь народ встал на защиту Отечества.
Против Наполеона началась «малая война»., которая по масштабам охватывала все захваченные французами области России. В ней участвовали крестьянские отряды под руководством Василисы Кожиной. Герасима Курина и части регулярной армии под руководством Д. В. Давыдова, И. С. Дорохова, А. С. Фигнера, А. Н. Сеславина.
(Гибельной для захватчиков стала «малая война», под которой Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М. Б. Барклаю де Толли. Он же являлся автором первой в 1812 году инструкции о действиях партизан в тылу врага. М. И. Кутузов поддержал и развил эту идею. До настоящего времени в исторической науке является дискуссионным вопрос: кто же стал первым партизаном – Д. В. Давыдов или Ф. Ф. Винценгероде?
Что же касается народного ополчения, то его формирование и участие в сражениях – особенное явление. К подобным мерам Россия прибегала в самые тяжелые периоды. Когда сил для сопротивления не хватало.)
(Портреты: Василисы Кожиной, Герасима Курина. Д. Давыдова, Сеславина, Ф. Ф. Винценгерода, Барклая де Толли, М. И. Кутузова. )
Какие из перечисленных вами факторов не раз «выручали» русский народ в борьбе с внешними захватчиками?
(русская смекалка, доблесть, любовь к Родине, стремление к национальной независимости, верность традициям предков)
4. Особое место в Отечественной войне занимает Бородинское сражение. Недалеко от Москвы находится Бородинское поле. На котором русская армия 26 августа сразилась с французскими захватчиками. Сегодня об этом сражении свидетельствуют памятники и памятные места. Среди них памятник М. И. Кутузову, знаменитый редут генерала Раевского (26 августа 1812 года этот редут несколько раз переходил в руки неприятеля и обратно); памятник кавалерийскому корпусу генерала К. К. Сиверса и др. (на экран проецируются изображения памятников и памятных мест связанных с бородинским сражением)
«Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов» Наполеон назвал это сражение «битвой гигантов»
Проблемное задание.
Многие историки считают, что битва двух армий не выявила победителя. Наполеон же считал себя победителем. Однако историк Е. В. Тарм сделал свой вывод:
«Бородино оказалось, в конечном счёте, великой моральной победой русского народа над всеевропейским диктатором»
- Кто же победил в этой «битве гигантов»?
- Какова ваша точка зрения?
На экран проецируется историческая справка:
Наполеон задействовал в бородинском сражении 130-135 тыс. чел., 587 орудий; Кутузов привел на Бородинское поле около 150-160 тыс. воинов, имел около 640 орудий.
Бородинское поле было удобно своими естественными рубежами (холмы, перелески, речка Колоча) Фрагмент анимации Бородинского сражения (карта-схема)
Ученик. Офицер Н. И. Андреев нарисовал картину того, что творится на флешах в утренние часы: «В шестом часу утра раздались первые выстрелы. Бородинское сражение началось. Главный удар Наполеон обрушил на левый фланг – Багратионовы флеши. Небо горело. Наша дивизия была уничтожена. Взойдя в лес, мне встретилась картина ужаснейшая. Пехота разных полков; кавалерия, спешившаяся, без лошадей; артиллеристы без орудий. Всякий дрался, чем мог: кто тесаком, саблей, дубиной, кто кулаком».
Ученик. Второй акт великого столкновения разыгрался вокруг Кургановой высоты. Вот как описывает его в своих воспоминаниях А. и. Михайловский-Данилевский, который был адъютантом Кутузова в течение всего бородинского сражения: «Неприятельская пехота взбиралась на вал со всех сторон, их опрокидывали штыками в ров, наполнившийся трупами убитых; новые колоны с новой яростью шли умирать и сами падали вместе с врагами»
На экране проецируется свидетельства участников сражения о массовых жертвах как со стороны русских солдат. Так и со стороны французских воинов.
Ученик.
«На левом фланге происходила жесточайшая битва, русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг платили несметной потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались. Удерживая стремление превосходящих сил противника» (И. Г. Радожицкий, участник сражений, русский воин)
Ученик.
«Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными» (Е. Лабом, участник сражения. Французский воин)
Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» (параллельно на экране показывают фрагменты из фильма С. Бондарчука «Война и мир»)
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий, слились в протяжный вой.
На экран (слайд) историческая справка.
По данным академика Е. В. Тарле, русские потеряли в бородинском сражении около 58 тыс. чел., а французs более 50 тыс. Исследователь А. Воллоттон считает: «Историки приводят реальное число потерь: от 20 тыс. у «Великой армии», от 30 до 50 тыс. у русских. Лишь одна цифра верна – у Наполеона было убито или ранено 47 генералов и 37 полковников»
Вывод: Кто же победил в этой «битве титанов»?
Что об этом говорят сами участники сражений?
Ученик : «Из всех сражений, мною данных, - вспоминал Наполеон в изгнании, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» (Портрет Наполеона (слайд))
Ученик Кутузов считал, что «сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов» (слайд портрет Кутузова)
Ученик «Бородинская битва… была самым торжественным, самым трагическим актом великой драмы 1812 г.» (В. Г. Белинский)
Учитель Очевидно, что главных целей никто не добился. Это, однако, ничуть не принижает проявленных русскими доблести и мужества. Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. После Бородинского сражения русские начали отступление к Москве.
5. Почти двести лет обсуждается вопрос, надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы?
а) да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России, не было;
б) следовало дать бой у стен столицы и на её улицах, а не уходить без сопротивления;
в) необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором ещё до Бородина.
Ученик (слайд картина А. Д. Кившенко «Совет в Филях») На совете в Филях решено было сдать Москву, поскольку потеря Москвы ещё не означала потерю армии и надежды на победу. И не было уверенности в том, что русские выиграют второе генеральное сражение.
Ученик
Своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепляясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!»
И се – уж россы низлагают
Наполеонов буйный рог!
Тарутин, Красный доказали,
Где россы галлов поражали
Что правым есть защита – бог!
(К. Ф. Рылеев. «Князю Смоленскому»)
Учитель 2 сентября русская армия оставила Москву. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление французской армии. В городе бушевали пожары. Они не прекращались в течение недели. (картина В. В. Верещагина «Перед Москвой – ожидание депутации бояр» (Наполеон на Поклонной горе))
Ученик
Вот окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(А. С. Пушкин отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Ученик
После занятия Москвы Наполеон не получил капитуляции русских, более того, его армия разлагалась, мародерствовала, и он принял решение уйти из Москвы. 7 октября 1812 г армия императора Наполеона выступила из Москвы по старой Калужской дороге. В Малоярославце Кутузов дает бой Наполеону, и вынуждает его к отступлению по разорённым землям вдоль Смоленской дороги. В декабре 1812 г. М. И. Кутузов доложил императору Александру I: «Война кончилась полным истреблением неприятеля»
Ученик
25 декабря 1812 г. царский манифест возвестил об окончании Отечественной войны:
«Каковой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия!.. Казалось, с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её воспалялась любовь к Отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божьих утверждалась в ней вера и возникло непримиримое мщение».
5. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812г. С какими из них вы согласны?
а) Отечественная война 1812 г. была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость;
(Я считаю, что эта война – великий подвиг народа, независимо от воли правительства, от его политических игр, простой народ встал на защиту своего Отечества и в очередной раз отстоял независимость страны, как это было в смутные времена, в дни нашествия монголо-татар, в годы Великой Отечественной войны)
б) Россия отстояла свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несла наполеоновская армия;
(Европа терпела поражение от армии Наполеона и не могла оказать ему достойного сопротивление, именно русская армия и народ отстояли свою независимость и помогли народам Европы обрести независимость от оккупации и рабства, которая несла наполеоновская армия)
в) это была обычная война двух монархов: русского абсолютизма и буржуазной французской империи;
г) французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилось бы среди цивилизованных стран мира; (Отмена крепостного права, Кодекс Наполеона)
д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.
анкета
1. Сегодня можно услышать и прочесть самые разные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким мнением согласны вы?
а) сегодня, в век общечеловеческих ценностей, понятие Родина устарело;
б) оно в наши дни может существовать, как нечто личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей;
в) чувство Родины существовало, существует и будет существовать;
г) такая проблема меня не интересует.
2. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?
а) да;
б) в целом – да;
в) зависит от обстоятельств;
г) нет;
д) трудно сказать.
3. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812г. С какими из них вы согласны?
а) Отечественная война 1812 г. была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость;
б) Россия отстояла свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несла наполеоновская армия; (армия «двунадесяти языков» контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевства Неаполя и обеих Сицилий, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевств Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Вестфалии), цель Наполеона
в) это была обычная война двух монархов: русского абсолютизма и буржуазной французской империи;
г) французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилось бы среди цивилизованных стран мира; Кодекс Наполеона)
д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.
4. Почти двести лет обсуждается вопрос, надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы?
а) да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России, не было;
б) следовало дать бой у стен столицы и на её улицах, а не уходить без сопротивления;
в) необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором ещё до Бородина.
5. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предложения?
а) да, полностью;
б) в принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег;
в) нет, сейчас не время этим заниматься;
г) лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;
д) надо бы и сохранившиеся памятники снести.
МОУ СОШ п. Тарбагатай Петровск-Забайкальский район Забайкальский край
Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы
(урок-дискуссия)
Выполнил: Ведерникова М. Ф.
учитель истории и обществознания
2012