Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Ю.Мориц Малиновая кошка, Р.Сеф Странное дело

Дата: _____________
Тема: Ю.Мориц «Малиновая кошка», Р.Сеф «Странное дело».
Цель: познакомить учащихся с произведениями авторов, раскрыть идейное содержание.
Задачи: учить анализировать произведение, отрабатывать умение распознавать литературные приёмы (эпитеты, сравнения, олицетворения), формировать навык  беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения, учить рассуждать, отрабатывать умение определять идейно-тематическую направленность художественного произведения; развивать внимание, память, мышление, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать наблюдательность; воспитывать трудолюбие, активность на уроке, любовь к природе, уважение к труду людей.

Ход урока.
Орг.момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой минуткой своей дорожи! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным, познавательным, чтобы узнать что-то новое).

Речевая разминка.
У: «Мы будем разговаривать и будем выговаривать: Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
1. Дыхательные упражнения
«Хоботок»
«Свеча»
«Маляры»
«Дразнилки»

Выразительное чтение (хоровое, соблюдая паузы, интонацию)
(У учащ-ся на парте текст)

«Пластилиновый пес» С. Махотин Не сердись на меня, (просьба) Пластилиновый пес. Получился кривым (с сожалением) Пластилиновый нос. Пластилиновый хвостик Висит, как шнурок, И немного помят Пластилиновый бок. Я потом, может быть, (надежда, обещание) Тебя снова слеплю, А сейчас я тебя (с любовью) И такого люблю.

Сообщение темы, цель.
-Каково назначение уроков литературного чтения?
-Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями, будем учиться анализировать их, формировать навык  беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения, учиться рассуждать, отрабатывать умение определять идейно-тематическую направленность художественного произведения. О чём же будут произведения?

Работа по теме.
А)  Слово учителя о творчестве автора.
Ю
·нна Петро
·вна (Пинхусовна) Мо
·риц (род. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  советская и украинская русская [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Когда мы слышим имя поэтессы Юнны Мориц, в подсознании тут же звучит мелодия из детства «Под грустное мычание, под бодрые рычание». Её знаменитые стихи «Большой секрет для маленькой компании» нам хорошо известны и любимы.
(Видео- м/ф)

Юнна Мориц учила детей дружбе, добру, любви к природе. Своё первое стихотворение поэтесса сочинила в 4 года:
          Ослик встал на табуретку,             Ослик съел свою таблетку.             Наконец-то горло             У него продёрло.
В поэзии Юнны Мориц широко представлен животный мир, так необходимый малышам в раннем возрасте. Козлики, коровы, козы, дельфины и, прежде всего, обожаемые кошки поэтессы: кошка-толстушка, малиновая, и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и милые. Не могла обойтись поэтесса и без очаровательных собак и щенков, которые «цветочки нюхают и поют серенады», работают почтальоном и у которых «расцветают в душе незабудки, в желудке играет кларнет».
Поэзия Юнны Мориц необычайно образна. Удивительны и любимы образы одушевленной еды: «Шли два жареных яйца», еда – волшебная, она может превращаться в одежду:
          «Шляпа шла из помидора,             Галстук шёл из огурца»                            («Чудесатые дела»).
Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще.

Б) Работа над произведением
1. Чтение учителем
2. Проверка первичного восприятия
-Понравилось ли произведение автора? Чем именно?
-Какие чувства вызвал у вас данный рассказ?
-Каково отношение автора к животным?

3. Чтение по «шёпотом»
4. Беседа по содержанию
5. Литературные приёмы
6. Тема, идея

Физминутка.
Потрудились – отдохнём Встанем глубоко вздохнём Руки в стороны, вперёд Влево, вправо поворот Наклонились, прямо встали Руки вниз и вверх подняли Руки плавно опустили Всем улыбки подарили.
В) Слово учителя о творчестве автора.
Роман Семенович Сеф (1931-2009) - детский писатель, поэт, прозаик, переводчик. Странный псевдоним – память об отце (по первым буквам) - Семене Ефимовиче Фаермарке.  Родился 6 октября 1931 года в Москве в семье. В 1936 году родителей Р. Сефа репрессировали. Отец был расстрелян, а мать отправлена в лагеря. Мальчик остался на попечении бабушки.  В 1946 году Романа с матерью, вернувшейся из заключения, выслали в г. Малоярославец, где они прожили три года. После окончания школы Роальд перепробовал множество профессий. Работал и водителем автобуса. В 1951 г. Р. Сеф был репрессирован. Один год провел в одиночной камере, пять лет жил на поселении в Караганде. Здесь он выучил английский язык и начал заниматься стихотворным и прозаическим переводом. В 1956 г. был реабилитирован. Учился на факультете журналистики МГУ, но университет так и не закончил. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР. Широко известны детские стихи и пьесы Романа Сефа. Первое из них он написал в 5 лет. Изданы 30 поэтических книг общим тиражом более десяти миллионов экземпляров: «Шагают великаны» (1963), «Речной трамвай» (1971), «Голубой метеорит» (1969), «Если не веришь» (1968), «Я сам» (1992), «Моя песенка» (1996), «Кто придумал алфавит» (1998) и др. Спектакли по его пьесам поставлены более чем в 30 театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги». Р. С. Сеф умер 20 февраля 2009 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Г) Работа над произведением (хр. с.198)
1. Чтение учителем
2. Проверка первичного восприятия
-Понравилось ли произведение автора? Чем именно?
-Назовите главных героев. Как их называли? Кто вам понравился? Почему?
-Сапожника называли художником, а художника – сапожником. А почему?

3. Чтение по «шёпотом»
4. Беседа по содержанию
-Почему сапожника называли художником? (Сапожник – мастер своего дела).
- Опишите художника. Какой он? А такой человек может жить рядом с нами? Как вы думаете, почему автор не даёт подробного описания внешности сапожника и художника, только примерный возраст? (Художник ленился. Он писал плохие картины)
-Может ли быть, чтобы сапожника называли художником, а художника – сапожником?
Объясните. (Сапожник был мастером своего дела, у него «золотые руки». Он делал не только удобную, но и красивую обувь. Его называли художником.
Художник не вкладывал в свою работу душу, у него не было таланта. Он писал некрасивые картины. За это его называли сапожником)
5. Характеристика
Слова на выбор: трудолюбие, лень, небрежность, безответственность, мастерство, равнодушие, надёжность, аккуратность.
Тема, идея
-Выберите наиболее подходящее предложение – главная мысль
Как хорошо быть сапожником! Человек славен трудом. Все работы хороши!
5. Д/з: выраз.чтение (наизусть по желанию)

Рефлексия.
-Достигли ли мы с вами тех целей урока, которые ставили перед собой?
-Что больше всего понравилось сегодня на уроке?
-С каким настроением вы провели урок?
15