Презентация Реализация системно- деятельностного подхода в УМК « Начальная школа XXI века» в условиях введения ФГОС нового поколения .


Подготовила:Тимофеева Надежда Витальевна, учитель начальных классов МОУ «Приволжская СОШ» УМК« Начальная школа XXI века» Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ. (Рубрика "Проверь себя, ", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки») реализует принцип обучения: природосообразности использование моделирующей деятельности создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", а "исследователь". Внимание к творческой деятельности учащихся. Применение в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера. реализует право ребенка на свою индивидуальность. (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.). Показать возможности использованияУМК «Начальная школа ХХI века» для реализации системно-деятельностного подхода в условиях введения ФГОСнового поколения Деятельность учителя в реализации системно- деятельного подхода научный консультант и руководитель учебного проекта, который помогает сформировать у учащихся: умение демонстрировать и применять реально сформированные навыки в различных сферах и личной жизни умение добывать и изучать информацию по конкретной задаче самостоятельно. Технология "АМО"- Активные методы обучения. Арт-технология Технология моделирования Технология проблемного диалога Информационно- коммуникационная технология ( ИКТ) Проектная технология в школе Дальтон-технология Современные возможности педагогических технологий для реализация системно- деятельностного подхода в условии введения ФГОС нового поколения Виды универсальной учебной деятельности: Метапредметные УУД : ПознавательныеРегулятивныеКоммуникативныеЛичностные Познавательная учебная деятельность – включает в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Приёмы:Перепутанные логические цепочки.« Пусть говорят»Чтение с пометками» или «инсерт». «Инфо – угадай-ка» Перепутанные логические цепочки 1 класс. Тема «Ноябрь – зиме родной брат» Выбери признаки ненастной погоды:солнечно, дождливо, сыро, ветрено, тепло,безоблачно,грязно Для описания какого осеннего месяца подходят эти слова?Расскажите по картинке о ноябре.Почему его называют братом зимы? Технология проведения : озвучиваю эпиграф урока и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»Литературное чтение. 3 класс Тема : « Басни Крылова»Из басни И. Крылова « Две Бочки»« Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку...»Откуда эти строчки? Где можно встретить это изречение в конце или в начале басни?Как называется такое высказывание в басне?Как вы понимаете эти слова?Какую пословицу можно подобрать к этой морали из басни Крылова?Окружающий мир. Рубрика «Выскажи предположения» Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки.Пометки могут быть следующие:+ Знаком «плюс» (+) если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете . Знаком «минус» (-) если то, что вы читаете, не знаете или забыли.? Знаком «вопрос» (?) если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.! Знаком « восклицитальный» (!) если то, что вы читаете, вас удивило. Приём чтение с пометками или «инсерт» «Инфо – угадай-ка» Познавательная деятельность: представление нового материала; структурирование материала; оживление внимания учащихся Технология проведения: На доске лист ватмана, на котором учитель вписала тему урока . У учащихся картинки по теме. В ходе беседы учитель и учащиеся помещают на ватман, что назовут учащиеся.Окружающий мир, тема: « Твои помощники-органы чувств» Приём: Регулятивная учебная деятельность – это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат. Приёмы:рассказ- предположение по ключевым словам; «Бизнес-план»« Мозговая атака или «штурм»верные и неверные утверждения;«Верите ли вы, что…» Работа над кластером. Рассказ- предположение по ключевым словам. 3 класс. Тема: «Водоем и его обитатели» Отгадай. РекаКарасьЦапляЛягушка О чем мы будем говорить на уроке?( Выскажи свое предположение, используя эти слова.) Прием «Бизнес-план» Регулятивная деятельность: целеполагание, планирование Технология проведения: предлагаю ученикам составить план работы над темой урока. Алгоритм повторения они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока. Русский язык. 3 класс. Тема:« Повторяем правописание безударных гласных в корне слова»Составить план повторения. ( Алгоритм правописания безударных гласных в корне слова)Что необходимо нам повторить на уроке?Если учащиеся забыли материал, можно дать образец и попросить их подкорректировать и оценить свою деятельность. 1. Найди в слове ударный слог(поставь ударение).2. Выдели (подчеркни) безударнуюгласную.3. Выдели в слове корень, обозначьего.4. Подбери однокоренные слова,поставь в них ударение.5. Выбери из этих слов проверочные(те, в которых проверяемый безударный гласный стоит под ударением).6. Объясни написание данного слова Приём «Мозговая атака или штурм»: « Что полезнее – есть много или мало?Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.Приём «Верите ли вы, что…» ( Такой прием можно использовать при проверке домашнего задания) Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.Например: 3 класс. Тема. «Почва- среда жизни организмов»1 команда:- Верите ли вы, что с наличием перегноя связано плодородие почвы?2 команда:- Верите ли вы, что растений и животные участвуют в повышении плодородия почвы? Верные и неверные утверждения. 2 классе по теме: «Растения- живые существа.» Растения – первичный источник всего живого на Земле.Вся наша планета покрыта разными растениями.Растения - организмы, составляющие одно из царств неживой природы.Растения- организмы, составляющие одно из царств живой природы Кластер к теме « Растения- живые существа» Вода,питательные вещества Работа над кластером Карточка - помощница: «Живые существа»:Растут. Умение строить жилищеПитаютсяДвигаютсяПогибаютРазмножаютсяВоспитание потомстваДышат Выбери слова из карточки, доказывающие, что растение - живые существа. Регулятивная деятельность: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Коммуникативная учебная деятельность   Коммуникативная учебная деятельность Приемы: «Речевая разминка» «Преодолей себя» Дальтон-задание Коммуникативная учебная деятельностьПрием: «Речевая разминка» Технология проведение: Проводиться в начале урока (2-3 минуты). Учит строить вопросы, развивать речь, формировать умения и навыки участия в диалоге.Окружающий мир. Разыгрывание диалога лисы и ежа. «Я – лисичка, рыжая сестричка. А ты кто? У меня хвост пушистый и большой, а у тебя? Я быстро бегаю и ищу мышей, а ты чем питаешься?» Прием «Преодолей себя»Технология проведение: Учащиеся выполняю работу. После ее завершения меняются тетрадями с соседом по парте и проговаривают свои решения. Дальтон-задание по предмету « Окружающий мир» 3 классОбобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли» Технология проведения: Учитель объявляет тему и цели урока для детей. Учащиеся получают инструктаж по организации работы по Дальтон-заданию (листы у каждого ученика). Задание 1. Прочитай тексты, рассмотри рисунки. Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях? («Большая Детская Энциклопедия. Растения») Задание 2. Напиши свои рассуждения по тексту о тюльпанах. Согласен ли ты с тем, что тюльпан можно сравнить с самым красивым животным. Почему? ( Учебник, стр 58)Работа в парах.Задание 3. Составьте кластер «Разнообразие растений на Земле» ( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»Задание 4. Составьте памятку о бережном отношении к растениям. ( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»Задание 5. Составьте научное сообщение об одном из видов растений по плану:Внешний вид растения, зарисовка его. Место обитанияРазмножениеИнтересные факты ( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»В конце урока подводятся итоги работы. Выводы по теме. Что понравилось? Что вызвало трудности? Над чем следует еще поработать? Личностная учебная деятельность-отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.Приёмы: Упражнение «От обратного»Продолжить размышление: «Что было бы, если бы человек не мог иметь зрение и слух?»Арт-технологияПрием «Синквейн» Прием «ХИМС» Творческие работы , мини- исследования.Рубрика «Пофантазируй, придумай свою историю».-Сочини небольшой рассказ: « Я вошел в осенний лес. Меня окружили запахи осени…» Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Используются все жанры искусства: театр, живопись, танец, музыку, не ставя цель стать в этой области профессионалами. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога, заочные путешествия , уроки предметного рисования, учебные игры и т. д 1 строка- 1 существительное (мастер - класс) 2 строка- 2 прилагательных ( Какой?) 3 строка- 3 глагола (Что он делает? ) 4 строка- предложение ( о мастер - классе) 5 строка- 1 слово-резюме ( Одно значимое слово о мастер- классе) Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий, информации и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме. Технология проведение: Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:– Хорошо…– Интересно…– Мешало…–С Собой возьму… Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке. его способность самостоятельно мыслить;анализировать любой вопрос;умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения;наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются: Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.Веди ученика от собственного опыта к общественному.Будь не «НАД», а «РЯДОМ».Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.Учи анализировать каждый этап работы.Критикуя, стимулируй ученика. Скажите себе: «Я - блестящий учитель, у меня прекрасные ученики!» Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2004. // http://evolkov.iatp.ru/critical_think/  Загашев И. О.,. Заир – Бек С. И,.Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Санкт – Петербург. Издательство «Альянс Дельта», 2003.  https://sites.google.com/site/prakticeskoeposobiedlaucitela/tehnologia-aktivnyh-metodov-obucenia/metodiceskaa-kopilka/okruzausij-mirКубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: 2005.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.Иванова Е. Формируя критическое мышление//Школьная библиотека. 2000. N 3. C.21-23  Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». - М.: « Вентана-Граф», 2007. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/http://borisovna.rusedu.net/category/4998/13965