Урок самопознания Учимся беречь природу родного края


План урока «Самопознание»
Школа : № 37 Дата: 16.03 № 27
Тема : Учимся беречь природу родного края
Ценность: Ненасилие
Качества: не причинение вреда, милосердие, гармония
Педагог: Сабиева М.К_
Класс: 2 «И»
Кол-во уч-ся: 26
Цель: расширять представление о ценности природы как источника жизни через практику Ненасилия
Задачи:
- углублять знания учащихся о том, что человек – это часть природы;- развивать умение ценить красоту родной природы, понимать её, заботиться о ней;- воспитывать милосердие, гармонию, не причинение вреда, Ресурсы:
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой « Прогулка в лес»
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг обворожительно зеленый лес, гуляют добрые лесные звери. Они с удовольствием принимают вас у себя дома (пауза). Подышите свежим воздухом Матушки-Природы (пауза). Сделайте глубокий вдох и выдох (пауза). Зарядитесь доброй энергией Матушки-Природы (пауза). Сейчас вы можете прогуляться по чудесной полянке, на которой растет море душистых лесных цветов. Их очень много. И все они красивые (пауза). Найдите самый красивый цветочек на этой полянке и подойдите к нему. Полюбуйтесь им (пауза). Попробуйте прикоснуться к нему (пауза). Что же это за чудо? Этот цветок движется! Оказывается, это – прекрасная бабочка (пауза)! Она хочет вам что-то сказать. Прислушайтесь к ней (пауза).
«Не губи меня, человек! Береги нашу Матушку-Природу. Она очень любит тебя. Каждая травинка, каждый цветочек, каждый кузнечик, как и ты, очень хочет жить. Пожалуйста, помни об этом» (пауза). Запомним эти слова, чувства, которые мы испытали. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Откройте глаза и улыбнитесь!
Какие чувства пробудила в вас прогулка на природе? (Ответы детей).
Проверка домашнего задания.
Дерево Алмаса М. БайгутовЛето нынешнего года в городе было очень жарким. Алмас каждое утро вставал рано, гулял вокруг дома и возвращался. Однажды Алмас заметил, что у обочины дороги вспыхнула трава. Пламя окутало ствол дерева. Не раздумывая, Алмас быстро снял свою рубашку и начал тушить огонь.
«Молодец, сынок!» — раздался возглас. Алмас, оглянувшись, увидел старика, опиравшегося на посох.
-     Теперь это дерево будет твоим! - сказал дед. Сам оберегай его, ухаживай за ним. Как тебя зовут?
-     Алмас.
— Значит, это дерево будем называть «деревом Алмаса», — сказал дед.
Вопросы:
1. О ком вы прочитали рассказ?
2. Почему старик назвал дерево «деревом Алмаса»?
3. Хотели бы вы иметь своё дерево? Что для этого нужно делать? Примечания
Музыкальная композиция
Ответы учащихся
Позитивное высказывание (цитата).
 «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» Л.Н.Толстой.
- Как вы понимаете это высказывание?
Рассказывание истории (беседа).
Подарок от учителя
Экологическая сказка «Добрый» мальчик»
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили: «Где он собрал такие прекрасные цветы?» Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал ребятам о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал…
Вопросы:
1.О ком это рассказ?
2. Куда Вова забрел? На какую поляну?
3.Зачем Вова набрал огромный букет подснежников?
4.Можно ли Вову назвать добрым мальчиком?
5.Почему лось заплакал?
6. Приходилось ли вам собирать цветы? С какой целью вы это делали? (звучит мелодия Рушель Блаво – исцеляющий звук, иллюстрация поляны подснежников)
Творческая деятельность.
Что значит беречь природу?
Беречь природу родного края – значит относиться к ней ответственно: заботиться о животных и птицах, ухаживать за деревьями и растениями, сохранять чистоту природы.
1 задание.
Как нужно беречь природу?
Чтобы вы посоветовали всем людям, как нужно беречь природу.
По одному совету запишите на стикере и прикреплейте на доску
2 задание.
Работа в парах.
Учащимся предлагается представить, что они цветы, деревья, птицы или животные, им нужно написать послание людям. В послании нужно обратиться к людям, чтобы они ценили и берегли природу и ее обитателей. Групповое пение.
« Не рвите цветы.» Как светла Земля на зареИ распахнута вся для сказок,В жемчугах она, в серебре,В изумрудах она, в алмазах.Не рвите цветы, не рвите,Пусть будет нарядней Земля,А вместо букетов даритеВасильковые,НезабудковыеИ ромашковые поля!Птиц разбуженных голосаЗавораживают и манят,Может, прячутся чудеса,Как табун лошадей в тумане?Не рвите цветы, не рвите,Пусть будет нарядней Земля,А вместо букетов даритеВасильковые,НезабудковыеИ ромашковые поля!Расколдована тишинаС самым первым лучом рассвета,Значит, кончилось время сна,Все цветы ждут слова привета.Не рвите цветы, не рвите,Пусть будет нарядней Земля,А вместо букетов даритеВасильковые,НезабудковыеИ ромашковые поля! сл. А.Фадеева муз. Ю. Антонова
Домашнее задание.
Прочитать рассказ С. Образцовой «Так нельзя, а так можно и нужно». Стр. 117-118 Заключительная минута урока
Вспомните все то хорошее, что было на уроке, сохраните в своем сердце. Благодарю за урок и желаю вам радостного дня. Звучит тихая музыка