Классный Час Мы одна большая семья!


Тема классного часа: «Мы – одна большая семья!»
Цели: создать условия для формирования представлений о понятиях «экстремизм» и «толерантность».
Задачи:
ознакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «экстремизм»;
выявить качества интолерантной и толерантной личности;
формировать умение работать в группе, сотрудничать, проявлять толерантность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, рисунок-эмблема занятия, круги с надписями «экстремизм» и «толерантность», полоски бумаги с записанными на них качествами толерантной и интолерантной личности, вырезанные из цветной бумаги фигурки ладошек.
Ход занятия:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья!
- Ребята поприветствуем друг друга добрыми улыбками. На занятии у нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Дети приветствуют друг друга и гостей.
II. Погружение в тему занятия.
- Темой нашего классного часа я выбрала слова «Мы – одна большая семья!». Как вы думаете, кого я могла иметь в виду под местоимением «мы»?
- Я постаралась выразить это название в данной схеме. Человечки – это люди нашей планеты. Все человечки имеют руки, ноги, голову, они одинаковые. Но есть в них и различия. Какие?
- Так и у людей на Земле есть различия. В чём они могут выражаться?
- Мы все разные. И это вызывает разную реакцию у людей. На занятии я хотела рассмотреть два понятия – «ЭКСТРЕМИЗМ» и «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», которые показывают противоположные реакции на различия людей. Дети высказывают своё мнение.
- Человечки отличаются цветом.
- Различия могут выражаться в религиозных взглядах, национальностях, в цвете кожи и др.
III. Раскрытие основных понятий занятия.
1. Понятие «экстремизм»
(Слайд 2)
- Посмотрите отрывок из фильма «Гарри Потер и тайная комната».
(Слайд 3)
- Итак, жителей Хогвардса можно было назвать одной семьей?
- А какое «страшное» различие было между волшебниками?
- Как вы думаете, какие чувства испытала Гермиона, когда Малькольм назвал её «полукровкой»?
- По фильму таких «волшебников-полукровок» не только морально унижали, но и старались уничтожить. Что же это такое?
(Слайд 4)
- Такие действия и есть проявления экстремизма. Что же такое «экстремизм»? Поработаем в группах. Постарайтесь найти определения слова «экстремизм» и обсудите в группе, что это. Найти эти определения вы сможете в толковом словаре и выписке из электронной энциклопедии «Википедия».
- Итак, послушаем ваши мнения.
- Самая страшная крайняя мера экстремизма – это терроризм. В террористических актах погибают люди. Все вы помните теракт, который произошёл совсем недавно, в ноябре, когда был взорван российский самолёт в Египте. А в нашей области страшные теракты произошли два года назад, когда произошли взрывы автобуса, троллейбуса и здания ЖД вокзала.
Итак, экстремизм – это страшное явление, которое порождает такие качества личности, как:
нежелание понимать других
игнорирование иных позиций
пренебрежительное отношение
эгоизм
нетерпимость
равнодушие
агрессия
жестокость
- Давайте в группах составим синквейн на понятие «экстремизм» - Да.
- Волшебники чистые и полукровки.
Дети высказывают своё мнение.
Дети работают в группах.
Дети высказывают своё мнение.
Дети работают в группах, составляя синквейн. Синквейны зачитываются и вывешиваются на доску.
2. Понятие «толерантность»
(Слайд 5)
- А теперь обратимся к понятию «толерантность». Косвенно это понятие противоположно понятию «экстремизм». Найдите определение этого понятия и обсудите в группах, что это.
- Послушайте стихотворение ученицы 8 класса Алины Калининой, которая постаралась объяснить значение слова «толерантность».
Толерантность. Что это такое? -Если спросит кто-нибудь меня,Я отвечу: "Это все земное.То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность — это всепрощеньеТех, кто нам обиды наносил.Толерантность — это примиреньеВсех враждебных в этом мире сил.Толерантность - это люди светаРазных наций, веры и судьбы,Открывают что-то, где-то,Радуются вместе. Нет нуждыОпасаться, что тебя обидятЛюди, цвета, крови не твоей.Опасаться, что тебя унизятЛюди на родной Земле твоей.Ведь Планета наша дорогаяЛюбит всех нас: белых и цветных!Будем жить, друг друга уважая!Толерантность - слово для живых! 
(Слайд 6)
- Давайте посмотрим мультфильм о проявлении толерантности.
http://www.youtube.com/watch?v=W2FKMJ2Pk30(Слайд 7)
- В чём проявилась толерантность героев?
- Давайте определим качества толерантной личности. Эти качества будут противоположны качествам, порождаемым экстремизмом. Попробуйте выбрать эти качества из тех, которые представлены у вас на партах у каждой группы.
( качества вывешиваются на доске вокруг слова «толерантность» в виде солнечных лучей)
Качества толерантной личности:
Уважение чужого мнения
понимание других
принятие чужой точки зрения
уважение человеческого достоинства
доброжелательность
терпимость
милосердие
чуткость
сострадание
- Что у нас получилось?
- Как вы думаете, почему я провела ассоциацию понятия «толерантность» с солнцем?
- А теперь давайте составим синквейн на слово «толерантность». Дети работают в группах, затем каждая группа сообщает свои выводы. Обсуждаем вместе.
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Дети высказывают своё мнение.
Дети работают в группах, выбирают качества толерантной личности.
- Солнце.
Дети высказывают своё мнение.
Дети работают в группах. Синквейны вывешиваются на доску.
IV. Упражнения на развитие толерантности.
- А теперь мы проведём небольшие упражнения на развитие толерантности.
1. «Аплодисменты»
- Я буду называть умения, которыми кто-то из вас обладает. Кто умеет это делать, встаёт, а остальные аплодируют их умению.
Попрошу встать тех, кто умеет:
• кататься на роликах;
• вышивать;
• сочинять стихи;
• играть в футбол;
• танцевать;
• плавать;
• рисовать;
• петь;
• дружить и др.
2. «Я уважаю тебя»
- А теперь встанем в круг. Вы должны будете сказать соседу, за что вы его уважаете. Дети выполняют упражнения.
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
(Слайд 8)
- Подведём итоги нашего классного часа. Обратимся к теме занятия. Почему я выбрала эти слова для темы: «Мы – одна большая семья!»?
- С какими основными понятиями мы сегодня работали?
- Я предлагаю вам написать ваши выводы, пожелания, может быть, даже лозунг этого занятия, связанные с основными понятиями. А напишите вы их на листочках-ладошках, которые мы приготовили заранее.
Дети высказывают своё мнение.
- «Экстремизм» и «толерантность».
Дети пишут свои выводы. Листочки-ладошки вывешиваем на доске вокруг темы классного часа.