Аналитический отчёт «Применение технологии системно-деятельностного подхода как средства развития познавательной активности обучающихся при реализации требований ФГОС»


Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………… с. 3 - 4
Аналитическая часть………………………………………………………… с.4- 13
Проектная часть ……………………………………………………………... с. 13-14
Заключение …………………………………………………………………… с. 14 - 15
Терминологический словарь ………………………………………………... с. 16 - 18
Электронные ресурсы ……………………………………………………….. с.18 - 19
Нормативно-правовые документы …………………………………………. с. 19
Библиографический список литературы …………………………………. с. 19
Приложение
Введение
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей.
- современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу.
Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий. Трудности развития логического мышления и воображения.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество детей со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.
Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики, является важным фактором повышения качества обучения. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Таким образом, тема аналитического отчёта: «Применение технологии системно-деятельностного подхода как средства развития познавательной активности обучающихся при реализации требований ФГОС».
Цель аналитического отчёта - самоанализ и самооценка профессиональной деятельности в межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.
Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-повышение методического и профессионального уровня;
-освоение и внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, способствующих развитию познавательной активности обучающихся;
-создание условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей.
- систематизация опыта работы по развитию познавательной активности обучающихсяГипотеза: применение системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе будет способствовать развитию познавательной активности, и как следствие поможет реализовать требования ФГОС.
Аналитическая часть.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащихся. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться. Разработаны новые стандарты, в их основу положен системно-деятельностный подход.
Переход к модели обучения на основе системно-деятельностного подхода предполагает изменения самой методики обучения. Современный подход к обучению ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников. К окончанию обучения в школе он должен осуществляться по определенной схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – рефлексия школьниками результатов работы.
Системно-деятельностный подход обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится разносторонней и активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной активности школьника.
Основная идея системно-деятельностного подхода: новые знания даются не в готовом виде, дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, рассказать, показать, а в том, что ОН должен организовать работу детей так, чтобы ОНИ сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
При осуществлении системно-деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от учителя организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Учитель должен создать условия для получения каждым ребенком полноценного образования, сформировать умения и навыки учебной деятельности, готовность к самостоятельному труду. От уровня сформированности УУД зависит успешность обучения в основной школе.
Сиситемно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий.
Поэтому мне, как учителю, необходимо не только всё доступно рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. Исходя из этого, организую учебную деятельность на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ мне позволяет:
- сделать учебный процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров.
При проведении уроков я использую готовые мультимедийные презентации и презентации, созданные мною. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи. (слайд)
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
- индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц с помощью интерактивной приставки МИМИО, что позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.
Применяю игровые компьютерные программы разной направленности: дидактические, сюжетно-дидактические, сюжетно-режиссерские. Все программы объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов. Предлагая игры «Лото растений», обогащаю знания детей об окружающем мире. Играя в игры серии «Найди лишнего», учу детей классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание), развиваю способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические представления помогает игра «Математика». Учит детей узнавать буквы, читать, играть со словами игра «Буквоград».
Умение экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве, способствуют игры серии «Ориентация в пространстве». Игры серии «Конструирование» развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию. Способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии. Самостоятельно решать игровые задачи в режиме творческого экспериментирования помогают игры серии «Комбинаторика».
На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, математике, окружающему миру: объединение педагогических изданий «Первое сентября» // http://www.1september.ru/ ru/main-slow.htm; сеть творческих учителей // http:// www.it-n.ru; ЦОР // http://school-collection.edu.ru.
В межаттестационный период я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, познакомилась с новыми программами: Movie Maker  для создания мультфильмов и клипов, Picasa для создания фотоколлажа, киностудия Windows Live - создание из фото и звуковой дорожки видеофайла, система мониторинга PROCLASS
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – «Путешествие в прошлое» и др. Применение данной технологии можно проследить по приложенным ниже конспектам уроков.
Для того чтобы не преподносить детям знания и истины в готовом виде, а учить их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания, я использую технологию проблемного обучения. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Необходимым условием проблемного обучения младших школьников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. В процессе решения проблемной ситуации я помогаю ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Считаю очень важным правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.
Особое внимание я уделяю неправильным ответам. Анализирую их вместе с детьми, помогаю понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
Повышать познавательную активность у обучающихся позволяет использование различных методических приёмов. Приведу примеры некоторых из них.
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала мной ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог стараюсь подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Исключение
Прием использую через зрительное или слуховое восприятие.Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные".
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделяю цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно с учащимися определяем причину обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Домысливание
1. Предлагаю тему урока и слова "помощники":
ПовторимИзучимУзнаемПроверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7)/1024/(16 –  4 * 2)(42 – 12 + 5)/78 * (7 – 2 * 3)
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагаю задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например: перед уроком «Однородные члены предложения» учащимся предлагается выделить в предложении «Дети во дворе своего дома бегали, играли, веселились» главные члены. Обучающиеся, выполняя данное задание, сталкиваются с наличием нескольких сказуемых что противоречит имеющимся у них знаниям о предложении и позволяет им зафиксировать свое «незнание» в формулировке цели на следующий урок.
Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативности учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.
Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремлённости, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активные деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) – третье условие системно-деятельностного метода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. На практике убеждаюсь, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), или, как сегодня говорят, компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
При этом усилии направляю на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто правильности результата. А правильного выполнения необходимого способа действия. Верный способ действия ведёт к верному результату.
Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.
Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Анализируем ответы вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.
Например: Лесенка успеха. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.
Учёт сформированности учебной деятельности школьника становится основой дифференциации в обучении. Дифференциация как раз и заключается в том, чтобы обеспечить восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности. Для реализации принципа дифференциации использую учебные задания, упражнения, которые разумно и целесообразно дополняют учебный процесс, не разрушая его целостности.
Эта проблема решается в средствах обучения УМК «Гармония» следующим образом: все задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.
Для стимулирования познавательной активности учащихся на уроке использую следующие приёмы:
Анкетирование, наблюдение.
Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся.  Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Анкета «Почему я учусь?» (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании  учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата.
Организация обратной связи на каждом этапе урока.
Включение школьников в работу в начале урока - необходимо с самого начала занятия заинтересовать детей, привлечь их внимание, это делается за счет крупно написанной на доске темы, ярких таблиц, иллюстраций, интересного вводного слова учителя.
Поддержание интереса во время проведения урока - детям должно быть не просто интересно, они должны активно участвовать в образовательном процессе, то есть реагировать на сообщаемую информацию учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, стремиться проявлять себя в соревновательных упражнениях.
Познавательная активность детей проявляется и в самостоятельности учеников, в том, насколько им удается самостоятельная работа, как выполняются домашние задания, насколько ученик усваивает самостоятельно изучаемый материал, интересен ли ему этот вид работы.
Активность детей должна проявляться и при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
Так, например, «удивительные задания» на урок нам приносят «Нуль» - находчивый, умный, любознательный, «Царица математики»; различные геометрические фигуры. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.
Создание ситуации успеха. Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за лёгкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчёркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, отслеживала, какими способами деятельности овладел ребенок в ходе обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Анализ условий деятельности.
Администрация школы понимает необходимость создания условий для более эффективной деятельности учителей и прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания качественной материально-технической базы:
- кабинет оснащён современным оборудованием, что даёт возможность использовать в работе электронные презентации, тренажёры и другие программы.
- возможность использования компьютерного класса, кабинета с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор).
- возможность выхода в Интернет.
Для повышения познавательной активности (в рамках реализации Программы развития школы и ООП НОО) разработаны и реализованы программы внеурочной деятельности: «Я живу в России», «Учусь создавать проекты», «Мультстудия», «Мир деятельности»
Одно из обязательных условий повышение квалификации на курсах и семинарах:
«Технология разработки рабочей программы», НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 8 часов, (2011), сертификат № 2595;
«Содержание и технологии реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования», НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 72 часа, (2011), удостоверение № 1662;
«Содержание и технологии реализации Федерального государственного Образовательного стандарта начального общего образования. Реализация ФГОС начального общего образования в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», ГБОУ ДПО СО «ИРО», 72 часа (2012), удостоверение № 10201;
«Разработка электронных образовательных ресурсов: методика и технология», ГАОУ ДПО СО «ИРО», 80 часов, удостоверение № 2051, (2013);
«Технология учебного занятия», НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 16 часов, сертификат № 3987, (2013);
«Подготовка организаторов единого государственного экзамена», ГБОУ ДПО «ИРО», 20 часов, удостоверение № 944, (2015).
Повышение квалификации, уровня моего педагогического мастерства происходит и во время участия в профессиональных конкурсах и различных образовательных событиях.
Муниципальный уровень:
- участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок», 2014 г., г.о. Верх-Нейвинский (грамота за 2 место)
- 2011г Выступление на педсовете с сообщением «Портфолио учащихся 1 класс ФГОС».
- 2012 г. Выступление на августовской конференции «Введение ФГОС второго поколения как условие повышения качества образования». Тема выступления «Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе».
- 2012 г. Выступление на едином методическом дне. Тема «Инновационные технологии в воспитательной работе, через занятия во внеурочной деятельности ».
В межаттестационный период представляла свой педагогический опыт через открытые уроки:
- 2011 г. для учителей старшей школы «Условия жизни для растений», (окружающий мир по теме «Многообразие растений»);
- 2012 г. для воспитателей детского сада и родителей на дне открытых дверей внеурочные занятия «Я живу в России», «Мир деятельности»;
- 2013 г. для учителей начальных классов и методиста из г. Новоуральска Л. Н. Сандаковой в технологии продуктивного чтения Л. Пантелеев «Две лягушки» (литературное чтение по теме «В беде руки не опускай – трудности преодолевай);
- 2013 г. для методиста Муршининой С.В., в технологии проблемного обучения (математика по теме «Единицы времени»);
- 2014 г. для муниципального конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» (русский язык «Ь после шипящих у имён существительных»);
-2015 г. для учителей средней и старшей школы (русский язык «Однородные члены предложения»);
- 2015 г. для единого методического дня (литературное чтение «О нашей Родине», Русский лес»)
Свои знания и умения подтверждают успехами в ежегодных предметных олимпиадах и конкурсах на различных уровнях учащиеся моего класса (приложение).
Являюсь классным руководителем (2011-2015г. 1-4 кл, 2015-2016г. - 1 кл.). Разрабатываю и реализую программу воспитательной работы. В течение межаттестационного периода классный ученический коллектив активно участвовал в различных творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, социальных акциях, проводимых в школе и городском круге Верх-Нейвинский, и занимал призовые места: 2 место в конкурсе поделок «Новогодняя игрушка» (2012г.), 3 место в конкурсе чтецов ко Дню Защитника Отечества (2013г), 2 место в легкоатлетической эстафете, посвящённой 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне (2014г.), 2 место в конкурсе-выставке творческих работ ко Дню Победы «Помним и гордимся» (2014г.), 1 место в легкоатлетической эстафете, посвящённой 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне (2015г.) и др.
Качество результатов учебной и творческой деятельности обучающихся.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает мне возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез, позволяет оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, помогает сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.
Сравнительные результаты успеваемости, качества обучения и обученности детей в начальной школе. (приложение)
Проектная часть.
Современное образование одно из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эффективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога.
Реализация Федерального государственного стандарта общего образования приводит к необходимости формирования образовательной среды нового типа, обеспечивающие комфортные условия образования и ориентацию на коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменение сферы мотивации и жизни в открытом информационном пространстве. Эти факторы призваны обеспечить вхождение в следующий этап образовательного процесса и возможность полноценной жизни и общества в многоаспектном поликультурном пространстве.
Несмотря на достигнутые результаты, я столкнулась с рядом проблем, которые требуют разрешения. Например, несоответствие КИМов по УМК «Гармония» содержанию мониторинговых работ по качеству образования. Поэтому приходилось разрабатывать недостающие материалы.
Цель моей педагогической деятельности на следующий период - систематизировать КИМы и мультимедийные материалы для сопровождения образовательного процесса, позволяющие развивать и оценивать процесс формирования познавательных УУД. Записать диск и создать проект тетрадей для контрольных работ по предметам.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приёмы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на повышение познавательной активности обучающихся. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.
Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, - в этом, считаю, назначение учителя.
В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция).
Игра сохраняет познавательную активность ребёнка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция).
Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.
Выводом является то, что развитие личности ребёнка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признании безусловной ценности каждого ребёнка, отказа от внешнего оценивания, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условиями для проявления самостоятельности.
Терминологический словарь
Активные формы и методы обучения - это те, что способствуют проявлению и развитию познавательной активности учащихся, их самопознанию, самообучению и самоформированию.
Актуализация знаний, навыков, умений – это этап урока, связанный с поддерживанием их в рабочем, действенном состоянии или приведение их в состояние активного функционирования. Актуализация - это перевод знаний, навыков, умений из потенциального в актуальное, т.е. действующее состояние.
Актуальность - свойство информации сохранять или приобретать большую значимость и злободневность в настоящее время и в определенных условиях.
Воспитывающее обучение - это обучение, которое направлено не только на формирование знаний, навыков, умений, но и на воспитание личности учащегося - его характера, воли, способности и интересов. Воспитывающее обучение позволяет обогатить учебный процесс личностными ценностями и сделать его более природосообразными.
Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью в целях удовлетворения своих потребностей.
Деятельностный подход - методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приёмами и теоретическими особенностями.
Диагностика (психолого-педагогическая) - обследование человека для определения уровня его развития и выявления его способностей и возможностей воспитания, образования, обучения.
Дифференцированное обучение - это принцип организации обучения, реализуемый через разделение учащихся на различные по численности группы с характерной для них одним или несколькими признаками.Зона ближайшего развития - это закон о пределах возможного развития человека в данный момент. Зона ближайшего развития это область человеческой психики, готовой к развитию с помощью взрослых через обучение.
Интеллект - познавательные (мыслительные) возможности человека, его способности к активному освоению и глубокому пониманию особенностей развития действительности, среды и себя лично.
Коммуникативный - ищущий и обеспечивающий связь, общение, отношения. Различают коммуникативную деятельность, цель которой и состоит в создании связей и общения.
Коммуникативные способности человека, т.е. его склонность к установлению эффективного общения.
Компетентность - владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения.
Концепция - одна из форм педагогического проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения какой- либо педагогической системы или процесса.
Креативно – творчески.
Личность -это устойчивая система социально значимых черт человека, характеризующая его как члена общества и общности.
Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Методология - это теоретические основы теории (идеи, принципы) и методы исследования какой – либо проблемы или решения практической задачи.
Метод - (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Мотивация. Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к деятельности, система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности человека.
Навык - автоматизированное действие, сформировавшееся в результате упражнений, тренинга, частых повторов.
Образование - это специально организованная и целенаправленная система воспитания и обучения человека, обеспечивающая ее развитие.
Образовательная программа - нормативно- управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно - воспитательного процесса и управление данного учебного заведения.
Обучаемость - индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому сознательному запоминанию, анализу, применению.
Обучение - процесс передачи информации ( знаний), ее восприятия, освоения способов применения ( научение умению) и выработки навыков ее использования.
Обученность - реально усвоенные знания, умения и навыки.
Парадигма - исходная теория или совокупность теоретических положений, используемых для объединения и прогнозирования развития чего-либо.
Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников.
Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников - педагогов и учащихся.
Программа - план намеченной деятельности, изложение основных задач и целей.
Профессионально-педагогическая компетентность - интегральная профессионально- личностная характеристика, определяемая готовность и способность педагога выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.
Персонализация личности - есть обеспечение каждому воспитаннику и педагогу условий привнесения своего «я» (своего опыта, знаний, умений, отношений) в сознание, чувства, волю других людей - друзей, близких, приобщая их к своим интересам, желаниям, добиваясь при этом успеха. Принцип - это основная идея, следование которой помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
Проект (от лат.projectus, буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Профессиональное мастерство - это свойство личности, приобретаемое в процессе собственного опыта и представляющего собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.
Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.
Развитие личности - процесс раскрытия его сущностного смысла, реализация ее биологического, психологического и социального потенциала путем усвоения необходимой информации, освоения способов мышления и деятельности, накопления опыта самоуправления и взаимоотношения с другими людьми.
Рефлексия - самоосознание человеком своих поступков, мыслей, чувств.
Система образования - совокупность преемственных образовательных программ, сеть реализующих их образовательных учреждений и система органов управления, взаимодействующих в рамках образовательного пространства.
Содержание образования - есть та часть общественного опыта поколений, которая собирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Содержание образования - Это предмет познавательной деятельности педагога и учащихся, средство их практической деятельности, а также Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъектными условиями осуществления определённого рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
Тенденция - основные направления, согласно которым идет развитие человека, деятельность, процесса или явления.
Технология - конкретные приёмы и средства, используемые в учебном процессе.
Учебная деятельность - особый вид активной деятельности учащихся, который направлен на самоизменение, на преобразование учащимися самих себя как субъектов обучения.
Электронные ресурсы.
Инновационная образовательная сеть «ЭВРИКА» // http://www.eurekanet.ru
Объединение педагогических изданий «Первое сентября» // http://www.1september.ru/ ru/main-slow.htm
Российский общеобразовательный портал // http://www.school.edu.ru
Сайт Министерства образования // http://mon.gov.ruСайт РАО www.standart.edu.ruСайт Учительской газеты//http://www.ug.ruСеть творческих учителей // http:// www.it-n.ruЦОР // http://school-collection.edu.ru.
Электронная библиотека // http://www.chem.msu.su/rus/elibrary
Началка: // http:// Nachalka.com.
Детские презентации// viki.rdf.ruНормативно-правовые документы.
1.Государственная программаРоссийской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы. Распоряжение правительства Р Ф от 15.05. 2013 г. № 792-р.
2. Закон РФ от15.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании».
3. Областной закон «Об образовании в Свердловской области» (от 15.07.2013г. №27-03).
4. Государственный образовательный стандарт Свердловской обл. Екатеринбург, 2010г.
Библиографический список.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш.А. Амонашвили. – М.: «Издательство университетское»,1990.- 516
2.Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001
3. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1990 - №7, 1991 - №7. 1992 -№7.8, 1993- №7
4. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.
5. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176с.
7. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159. 8. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего мира// Начальная школа. – 2010-№3., С.100
9.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
10.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
11. Обобщение опыта. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира// Начальная школа.-2007.-№21.-С.3-9.
12. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.
13. Педагогический словарь/под общ.ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.-176с.
14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998
15. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-20