Конспект на тему «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»


Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Цели: проследить, как раскрывается тема «маленького человека» в повести «Шинель», выяснить, в чём заключается гуманизм повести; формировать навыки исследовательской деятельности; способствовать повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя, развитию монологической речи, обучению аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; развивать медиакомпетентность учащихся; воспитывать терпимое отношение к людям.
Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений навыков.
Методы: проблемно-поисковая аналитическая беседа; работа с текстом художественного произведения; индивидуальные задания опережающего характера; самостоятельная работа; сообщения; викторина; медиапроект.
Оборудование урока: художественные тексты, рабочая карта урока, иллюстрации Б.Кустодиева, Кукрыниксов к повести.
Эпиграф

Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих.
И. С. Тургенев.

Предварительное домашнее задание: прочитать повесть «Шинель»; составить план произведения.

Ход урока

Организационный момент.
Сообщение целей.

Слово учителя: Сегодня я приглашаю вас на урок -исследование. В центре нашего разговора будет повесть «Шинель», а объектом исследования – главный герой произведения А.А. Башмачкин.
(слайд 1). В ходе исследования мы должны выяснить, как раскрывается тема маленького человека в повести, в чем проявляется её гуманизм. На уроке работают творческие группы, помогать нам будет, рабочая карта урока . (слайд2) Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести» (1835-1842). Каким увидел Гоголь Петербург середины 19 века?

Во всех повестях этого цикла автор показывает трагические контрасты города, захваченного духом наживы, в нём гибнут таланты, продаются самые сокровенные человеческие чувства, разрушаются мечты и надежды (слайд 3). Итогом горестных размышлений о судьбе жителей города, стала повесть «Шинель».

История создания повести: Гоголь был очень внимательным собеседником и прислушивался к замечаниям, описаниям, наблюдениям, случалось пользовался ими.

- Что послужило мотивом для создания повести, мы узнаем от литературоведов, которые провели расследование(слайд 4)
(Рассказ ученика о канцелярском анекдоте, послужившем основой для написания повести. Из воспоминаний П.В. Анненкова, друга Гоголя о бедном чиновнике, потерявшем ружьё:
«Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво опустив голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».

- Как вы считаете, почему ружьё было заменено на шинель? (ружьё-непозволительная роскошь для бедняка, шинель- первая необходимость, да и помощь сослуживцев скорее исключение, чем правило)

Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека».

- Кого в литературе называют «маленьким человеком»? («Языковеды»)
«Маленький человек»- так в литературе называют героев, написанных с людей 19 века, которые не вышли в чины и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Слово учителя: Итак, Башмачкин, кто он? Что можно сказать о главном герое?
(Мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек)

-Судьба как -то сразу отвернулась от него, почему ему дали имя отца? (Потому что в Святцах не было ни одного приличного имени для новорождённого.
Языковеды решили выяснить этимологию имени( Акакий- )

- Назовите средства типизации образа (рабочая карта). Как автором подчеркивается типичность героя?
Внешность
-Что особенного во внешности?

Речь
- Особенности речи (страдает косноязычием)

Место в обществе
(Вечный титулярный советник. Должность занимает как бы случайно, никто не замечает его отсутствия, он становится объектом насмешек.

- Какова, на ваш взгляд, позиция писателя? Он сочувствует своему герою или смеётся над ним? Аргументируйте свою точку зрения. (Гоголь прерывает своё насмешливое повествование патетическим отступлением, выступает в защиту человечности и справедливости, в защиту униженного человека)

Безликость внешности Б. словно компенсируется трепетным отношением к службе .
– Что об этом сказано в тексте? Обратите внимание на средства выразительности и определите, какова их роль в тексте.
«Языковеды» (Ряд глаголов: подсмеивался, подмигивал, помогал губами- позволяет воссоздать облик чиновника. В этом занятии он находит вдохновение. Но эта страсть у него была единственной.)

- Были ли у него какие-то другие способности, кроме переписывания? Как об этом говорит Гоголь и что он хочет этим подчеркнуть? (Не справился с заданием директора.
Башмачкин не только социально приниженный тип, он ещё и психологически убог, робок, пассивен, замкнут, ни о чем не мечтает, его внутренний мир ограничен.)

Вывод: Таким образом, «маленький человек» по Гоголю -это не только социально униженный, но и ещё духовно обделённый, жалкий человек.
Викторина
Художественная деталь в литературном произведении-

- Проверим, насколько вы были внимательны к деталям при прочтении повести.

- Как звали Петровича?
- Какого числа родился А.А.?
- Из чего воротник шинели?
- Сколько денег взял Петрович за шинель?
- Как долго Петрович шил шинель?
- Что бросилось в глаза Б., когда он пришел к Петровичу?
- Кто изображен на табакерке Петровича?
- Какие изменения происходят в жизни Б. с появлением шинели?
(Гоголь очень внимательно наблюдает за теми изменениями, которые происходят с его героем. А.А. стал обращать внимание на те улицы, по которым шел на службу, стал даже заглядывать на витрины магазинов, он даже сам не замечал, что вдруг мог сам с собой улыбнуться при мысли о возможности покупки новой шинели. Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется смысл жизни. Он, поставив перед собой цель, упорно движется ей навстречу и в конце концов добивается своего- у него есть новая шинель.
Изменения, произошедшие с Б., замечают сослуживцы, увидев его в обновке. Он вдруг перестаёт быть изгоем, с ним разговаривают как с равным и даже приглашают в гости)

- Что приходит на смену страха, забитости в поведении героя?

Вывод: Просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, появляется уверенность (иллюстрация)

- Если бы на этом закончилась повесть, то мы просто порадовались бы за главного героя, но финал трагический.

- Почему умирает главный герой ?(Кража шинели стала причиной смерти Б.)

- Но только ли кража шинели? (Безразличное, грубое отношение к его горю значительного лица).

- Почему Гоголь не ставит точку на смерти Б.?
( Это было бы совсем как в жизни, где маленький человек не может рассчитывать на справедливость, защиту и помощь.)

- Как можно объяснить фантастичность концовки повести?
Вывод.(Если Пушкин просто сочувственно показывает нам «маленького человека» Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель», то Г. идет дальше: он показал проявление несогласия, протест «маленького человека» против социальной несправедливости.)
- В чем пафос повести? Что хотел сказать автор, показав нам униженного, обиженного человека?
Вывод. (Он хотел заставить нас пожалеть, проникнуться состраданием к такому обделённому человеку, говорит, что это «брат наш». Гоголь обращает внимание читателей на то, что каждый человек, живущий рядом, независимо от происхождения и материального достатка, имеет те же чувства, что и богатый, состоятельный человек, а значит он так же достоин уважения, сострадания и понимания, необходимых нам и сегодня. В этом заключается гуманизм повести Гоголя.

Именно поэтому справедливы слова Достоевского: «Все мы вышли из безмерно широкой «Шинели» Гоголя?

- Что это означает? Чему писатели могли научиться у Гоголя?
(Это означает, что русские писатели извлекли из повести глубокие нравственные уроки, уроки любви к человеку.
Своё слово в дальнейшем скажет Достоевский в повести «Бедные люди». Он покажет богатый внутренний мир Макара Девушкина. Чехов будет утверждать, что человек не должен быть маленьким, а Горький в пьесе «На дне» скажет: «Человек- это звучит гордо».
Оценки
Домашнее задание
1. Закончить работу в картах урока, записать выводы.
15