Реализация системно-деятельностного подхода на уроках бизнес английского в старшей школе как средство формирования универсальных компетенций школьников

Шиляева О.Ю.
Учитель английского языка, МБОУ «Гимназия № 14», г. Глазов

Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках бизнес английского в старшей школе
как средство формирования универсальных компетенций школьников

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой именно учитель должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Очевидно, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, при условии, что развитие личности обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. 
Реализация системно-деятельностного подхода в гимназии № 14 г. Глазова Удмуртской Республики осуществляется не только в рамках основного курса английского языка, но и в обучении предмету «Бизнес английский». Данный курс является элективным и предлагается ученикам старшей ступени обучения в количестве двух часов в неделю. Обучение осуществляется на базе учебно-методического комплекта “Business Result” издательства Oxford University Press. УМК рассчитан на 2 года обучения – 10 и 11 класс.
Для активизации познавательной и практической деятельности, а также для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках бизнес английского используются разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученики работают в сотрудничестве, таким образом, на уроках преобладают парная и групповая формы работы, причем форму работы обучающиеся в большинстве случаев выбирают сами, что повышает мотивацию к выполнению задания с наилучшим результатом. При изучении определенной темы в первую очередь осуществляется формирование и развитие лексических и грамматических навыков с последующим совершенствованием умений, необходимых для решения практических задач. Изучение каждого раздела предполагает наличие проблемной ситуации, включающей продуктивное мышление старшеклассников. Например, в рамках изучения темы «Success in Business» предлагается изучить критерии определения успешности компании на рынке товаров и услуг. Далее, на основе полученных знаний ученики выбирают успешную компанию для своих финансовых инвестиций. Аргументация выбора осуществляется на основе личной осведомленности о продукте или услугах, предоставляемых компанией, а также на основе дополнительной фактической информации, полученной из онлайн-источников во время урока. Данный проект носит кратковременный характер и является лишь одним из примеров реализации системно-деятельностного подхода в рамках курса, когда учитель так организовывает исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решение проблемы.
Таким образом, образовательная ценность курса «Бизнес английский» в том, что он способствует формированию общих компетенций, а именно способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности, в том числе и профессиональной. Школьники приобретают навыки организации собственной деятельности, учатся выбирать методы и способы решения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения практической задачи, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, в контексте профессионально ориентированных учебно-речевых ситуаций эффективно общаться с «коллегами», «руководством», «потребителями», брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания.
На наш взгляд, использование системно-деятельностного подхода на уроках бизнес английского формирует мотивацию школьников к изучению иностранного языка в целом. При этом, особо важным является то, что иностранный язык в данном случае является не целью обучения, а средством решения практических задач, умение решать которые формирует компетентную конкурентоспособную личность.

15