Математика + самопознание Час, минута. Добротой себя измерь

Цябус Н.Н. учитель начальных классов КГУ "Нагорненская основная школа акимата Тарановского района Костанайской области" Республика Казахстан
Интегрированный урок во 2 классе: математика + самопознание.
Тема: Час, минута. Добротой себя измерь.
Цели: показать важность ориентирования во времени как одного из средств самоконтроля; развивать логическое мышление, память внимание, познавательные и математические способности, речь; формировать осознанное стремление быть добрым; воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Задачи: сформировать понятие "время"; познакомить с единицами измерения времени- часом и минутой; соотношениями между ними; совершенствовать навык работы в малой группе; развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации.
Ценность: любовь
Качества: взаимопомощь, поддержка, отзывчивость, милосердие
Оборудование: карточки со словами: минута, час; карточки для групповой работы, индивидуальной работы; слайд- презентация по теме; музыкальное оформление; плакаты с пословицами о доброте; сказочные герои.

ХОД УРОКА.

1. Позитивный настрой.
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие в волшебную страну.
Эта страна особая, потому что, она удивительная и красивая. В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник. Маленькие волшебники: Елизавета, Илья, Венера, Олеся, Ира очень заботливые, они любят творить добрые дела. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям, и дарят им добрые дела. Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем. Маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу. - Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу. Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Добрый и заботливый человек всегда необходим другому человеку, очень нужен миру, Вселенной, стране, семье. Давайте запомним это. А теперь мы возвращаемся в класс , чтобы совершить путешествие наяву. Перед вами пословицы о доброте, прочитайте их и выберите ту, которая станет эпиграфом нашего урока и девизом путешествия.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
2. Актуализация знаний.
- Человек, умеющий ценить даже каждую секунду, многого может достичь.
- Какие единицы измерения времени вам известны? (Минута, час, секунда)
- Поскольку есть пословица "Минутка час бережет!", нашим помощником на уроке будет трудолюбивая Минутка. А раз Минутка главный помощник урока кто может предположить тему нашего урока?
- Минутка предлагает посетить волшебную страну. Жители этой страны не берегли время и оно остановилось. День не сменяет ночь. Взрослые не ходят на работу, дети не посещают школу. Надо жителям помочь. Давайте своими знаниями и добрыми делами разбудим жителей волшебной страны и выручим их из беды.
Город №1 - Для начала посчитаем и покажем, что за одну минуту можно сделать очень много. Минутка предлагает вам посчитать примеры ровно за минутку. Сколько примеров успеет решить каждый?
( Засекаю песочными часами).
14-9=5,25-5=20, 16-6=10,9+6=15, 20+5=25,35-5=30,48-8=40,30+5=35,40+5=45,
58-8=50,69-9=60,50+5=55( Проверка).
Составить два слова:
5-д, 10,25-о, 20-р, 15-б, 30- т, 40- з, 35- а, 45-л, 50-о ( доброта, зло).
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
На одну чашу весов мы будем класть "ЗЛО" Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Вона, Ложь.
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки- в реку, реки- в море добра. - Ребята посмотрите в одном городе загорелся свет и потекла жизнь! Как нам удалось помочь жителям этого города? - Какие единицы измерение массы вы знаете? Назовите их в порядке возрастания, убывания?
- А какие единицы измерения времени вы знаете? Назовите их в порядке убывания, возрастания ?
- Как я засекла 1 минутку?
3. Новый материал.
Город №2 Ваши сообщения о старинных часах должны помочь следующему городу волшебной страны.
Сообщение ученика.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Людям дорого время, и они определяют его по часом. В разные эпохи они пользовались разными часами. Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор» и мы понимаем что прошло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.
Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпали песок в нижний. В старину на морских судах использовались часы, которые назывались склянками.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки» .Позднее появились механические, затем и электронные часы. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда старинное выражение «битый час».
Вывод учителя. Важно выработать у себя чувство времени, научиться беречь каждую минуту. Человек, умеющий ценить даже каждую секунду, многого может достичь. Давайте вспомним о том, что говорили о времени известные люди.
Презентация1 "Измеряем время"
-Я засекала минуту песочными часами, как вы засекаете минуту когда отрабатываете технику чтения?
Город №3.
-Кто знает какие стрелки есть в часах? Как они называются? Чем отличаются друг от друга?
Презентация №2 "Время". Творческая работа. - Давайте в этот город поселим сказочных героев, которые смогут на ваш взгляд стать примером для жителей данного города. Они умеют ценить время и совершать добрые поступки. ( Золушка, Бармалей, Айболит, Старуха Шапокляк, Кот Леопольд,...)
Город №4. Работа по циферблатам.
-Назвать время на часах.
- Показать время на часах.
Город №5.
Физминутка "Коррекция времени", "Часики".
Город №6.
-В домике следующем на циферблате не такие цифры , как на наших часах. Кто знает как называются эти цифры.
-Знакомство с римскими цифрами.
(совмещаем бумажный циферблат с циферблатом прозрачным с римскими цифрами).
- Показываю время римскими цифрами, говорят обыкновенное время.
- Во сколько начинается урок ? Во сколько вы должны выйти из дома, чтобы не опоздать на урок? Елизавета? Венера? Олеся? Илья?
4. Закрепление.
Город № 7.
Работа парами.
1 пара По моей просьбе ребята приготовили расписание своего режима дня. Давайте высчитаем продолжительность приготовления домашнего задания.
Елизавета готовит уроки 1 час, Олеся 2 часа, а Венера столько сколько Олеся и Елизавета вместе. Сколько времени делает уроки Венера? Переведите в минуты.
2 пара получают индивидуальное задание повышенной сложности.
Время
Запись

Половина шестого
Без четверти семь
Четверть седьмого
Тринадцать часов
Двенадцать минут третьего
Без двадцати восемь
Двадцать минут пятого
Без двух минут час
час мин
час мин
час мин
час мин
час мин
час мин
час мин
час мин

- Вы молодцы, ребята ! Сейчас я хочу вас познакомить с мальчиком из следующего города. После просмотра вы мне скажите Как стать таким же как этот мальчик? ( Просмотр притчи "Стакан молока")
- Вопросы по содержанию?
- Чему учит притча?
Город № 8
5. Рефлексия.
- Какими единицами мы сегодня научились время?
- А чем можно измерить человека? Возьмите ладошку желтого цвета той формы, которой по вашему мнению вы можете измерить вашу доброту и прикрепите к своей карточке. Возьмите ладошку зеленого цвета той формы, которой по вашему мнению вы можете измерить ваши знания полученные вами на уроке и прикрепите к своей карточке. Возьмите ладошку красного цвета, где написано домашнее задание той формы, которое по вашему мнению вы сможете выполнить.



Заголовок 115