Классный час на тему: Добротой себя измерь


Классный час: "Добротой себя измерь»
Цель урока: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».
Задачи: -формировать осознанное стремление быть добрым;
-развивать способности осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации;
-воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Используемое оборудование: бумажная кукла, слайды; клей, шаблоны деревьев, животных, птиц, детей, цветов; весы, бусинки, бумажные солнышки.Краткое описание:
В результате занятия, учащиеся смогут: дать нравственную оценку жестоким поступкам; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческие достоинства и недостатки. Новые понятия: гуманность, справедливость, сдержанность, человечность, злобность, жестокость, бездушие.
Ход мероприятия
Орг. Момент
- Прослушивание песни «Если добрый ты»
- Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
II. Основная часть
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
СТИХОТВОРЕНИЕ №1
Не навреди! Подумай! Не шуми!
Всех уважай! Добрее посмотри!
Не спорь, коль не уверен! Отойди!
А, если с кем и вышло что не очень,
То первым отойди сам, между прочим.
Скажи: - Давай забудем все разборки.
«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.
Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю,
Тебе я, милый, очень доверяю!
Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.
И эта ссора надо нам? Едва ли!»
- Как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение?
СИТУАЦИЯ (с куклой)
- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это МАША (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать.
-Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь на друг друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить МАШЕ что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на МАШУ, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на МАШУ, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.
Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить»
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Рассматривание ситуаций.
Ситуация 1:
Мама каждый день говорит Наташе:
– Доченька, милая, как только закончатся занятия в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.
– Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, – отвечает Наташа.
– Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой, – говорит мать.
Что вы посоветуете? (Наташе и маме.)
Ситуация 2:
Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.
– Мама, купи мне Деда Мороза.
– Не могу, сынок, осталось мало денег.
– Какая же ты недобрая, мама, – сказал Саша и очень сильно обиделся.
Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?
Ситуация 3:
Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня – не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.
Как вы думаете, ребята?
Чем отличается “добрый” человек от “добренького”?
Ситуация 4:
Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?
Ситуация 5:
Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и больная. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.
– Фу, какая противная кошка, – сказала Лена.
– Так и хочется в нее чем-нибудь запустить, – сказала Надя.
И дети принялись кидать в кошку камнями.
Как оценить поступок детей? Что такое зло?
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
Ситуация 6:
Вите подарили щенка. Щенок был черный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
– Совсем невоспитан, – подумал Витя, глядя, как щенок грызет ножку стула.
Витя занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его веревкой.. Время шло, щенок превратился в большую злую собаку. Витя смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?
Как можно оценить поступок Вити?
-Доброта - одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.
- А теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать, добрые дела.
- Скажите, какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет её.
СТИХОТВОРЕНИЕ №2 Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла –
Тот людям во веки Не делает зла. Р.СефВывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
-Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
-Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
-Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения
Агнии Барто «Вовка – добрая душа». СТИХОТВОРЕНИЕ №3
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
-Вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте. Как вы их понимаете?
• Худо тому, кто добра не делает никому.
• Не одежда красит человека, а добрые дела.
• Доброе дело само себя хвалит.
-Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Игра «Сказка».
-Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? (Показ весов)
- На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.
- Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкий бисер).
Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Самостоятельная работа
-На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)
III.Заключение- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Ведь делать добро – это здорово.- В каждом из нас есть маленькое солнышко-доброта. Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее, а любовь и помощь согревают как солнце. Подарим нашим гостям частичку своей доброты (дети дарят присутствующим солнышко с добрыми пожеланиями).