Методическая разработка Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности


Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности.
В содержательном отношении культурно-антропологические практики реализуют следующие направления обновлений содержания дошкольного образования в условиях внедрения и реализации ФГОС: становление правовых практик, практик целостности телесно-душевно-духовной организации, культурной идентификации, становление свободных практик и практик расширения возможности.
ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ
Становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда
правовая практика ребенка – это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей.
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
Правовые практики способствуют:
– знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
– воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;
– формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, заданное слово;
– воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;
– вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
ПРАКТИКИ ЦЕЛОСТНОСТНОСТИ ТЕЛЕСНО-ДУШЕВНО-ДУХОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного развития в дошкольном образовательном учреждении.
Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности – это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:
– физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;
– эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональнойотзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
– духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).
ПРАКТИКИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Практики культурной идентификации способствуют:
– формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
– осознаю своей индивидуальности в совокупности с социально приемлемыми нормами поведения;
– интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
ПРАКТИКИ СВОБОДЫ
Становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту).
Практики свободы – практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды,
обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие
ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практики свободы способствуют:
– активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;
– овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
– формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в по-вседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
ПРАКТИКИ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.
Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.
Практики расширения возможностей ребенка способствуют:
– развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
– применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
– в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).
Таким образом, освоение культурных практик так или иначе способствуют развитию индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.
Наиболее типичные ответы: - это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; - способность рассчитывать только на свои силы; - независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество; - умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;- умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится такой компонент самостоятельности, как целеустремленность, проявляющийся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.
Характерные черты развитой самостоятельности:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

• Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную самостоятельную деятельность ребенка;
• Умение включает в себя владение ребенком системой ведущих знаний и способов осуществления самостоятельной деятельности;
• Воля органически связана с деятельностью, заключена в потребностях, как исходных побуждениях ребенка к самостоятельному действию.
Процесс проектирования и освоения культурно-антропологических практик включает в себя поэтапное проектирование ситуации-пробы, игрового тренинга и собственно самостоятельную деятельность ребенка как индивидуальный/коллективный проект.

Под ситуацией-пробой понимается такой вид взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, в ходе которого педагог и воспитанники получают и присваивают информацию об объектах и явлениях реально действительности осознают проблемы и опыт этого взаимодействия. (Мотив)
Игровой тренинг – процесс освоения, отработки действий, во-первых, и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны реальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. (Умение)
Проект/самостоятельная деятельность детей – познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность детей при сопровождении
педагога-тьютора, имеющая проблему, цель, согласованные методы и способы решения детьми проблемы, направленные на достижение совместного результата. (Воля)
Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, интеллектуальная готовность к школе.
Критерии и уровни развития самостоятельности дошкольников

Практическая часть.
Сказка о забывчивой Фее.
«Жила – была Фея, такая забывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и то, что она Фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. «Здравствуй, Цветок», - обратилась она к колокольчику.
Колокольчик сразу обрёл голос и ответил Фее: «Здравствуй, Цветок!» (Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена они дают только цветам.)И фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к ним обращалась Фея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И фея поняла, что она не цветок.
На лугу паслись олени. «Кто вы?» - спросила Фея.
Олени, конечно, как и ты, - ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям. – Мы очень красивы, мы счастливы на этом зелёном лугу!»
И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из водопадов.
И фея поняла, что она не олень. Она жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живёт среди облаков….».

Задание: закончить сказку, используя не более пяти предложений.
Пути обсуждения:
• Как бы вам хотелось закончить сказку?
• Что значит «жить не своей жизнью»?
• Что значит «быть самим собой»?
• Как вы понимаете слова «найти своё место в жизни»?
• Что значит «быть индивидуальностью»?
Упражнение «Мой хозяин»
Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку, зеркало, помада и т.п.) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Желающие могут задавать вопросы.
Упражнение «Карта себя»
Участникам предлагается изобразить себя в виде карты. Какие очертания она будет иметь. Какие будут географические объекты? Есть ли какой-то центр? Проложен ли маршрут? Есть ли у маршрута финиш?
Рисование можно сопровождать релаксационной музыкой.
По завершении задания желающие участники могут презентовать свою карту и рассказать, что на ней изображено, какие чувства были в процессе рисования. Что хотелось бы еще добавить или убрать.