Презентация по литературе Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках литературы


Учитель русского языка и ЛитературыШДОПарыгина Мария АлександровнаИспользование технологий, методов и приёмов личностно ориентированного подхода в обучении на уроках литературы. Особенности дидактического и личностно ориентированного подхода в обучении.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОсобенностиДидактический подход Личностно-ориентированный подходВыполнение программы, знания, умения, навыки Условия для саморазвития личностиПриоритетыПрограммы, дидактические средстваЛичность ученика Главный факторОбучение (знания, умения, навыки)Учение (процесс)Главная фигураУчительУченикХарактер и стиль взаимодействияАвторитарность, монологичность, закрытостьДемократичность, диалогичность, открытость, рефлексивностьОтношенияСубъект-объектныеСубъект-субъектныеЦель
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методы обученияПреподавание (принуждение)Учение. Результаты учебной деятельности перевести в сферу личных интересов Ведущие принципыНаучность, логичность, доступностьНаглядностьПродолжение жизни на урокеПринцип доставления радостиПринцип свободы и ненасилияМотивацияВнешняяВнутренняяФилософияНе умеешь - научим,не хочешь - заставим Сделай по-своему, выбери свой путь. Личностно ориентированное обучение позволит устранить одно из главных противоречий в образовании: между разнообразием интересов и способностей учеников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны. П р о б л е м ы1.Смена социальных и нравственных ориентиров в обществе, вследствие чего молодежь оказывается изолированной от норм и идей культуры; 2.Уход от гуманистической культуры, что приводит к отсутствию у школьников потребности в чтении серьезной классической литературы, заставляющей думать. 3.Перенасыщение школьной программы по литературе при ограниченном количестве учебных часов приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом, не выполняются, учебный материал плохо усваивается, учащиеся обращаются не к художественному тексту, а его краткому изложению. 4 Разрыв между жизненным, нравственным, читательским опытом ученика и содержанием, формой изучаемых произведений.5. Требования единого государственного экзамена, который проверяет не сформированность личностных качеств, а знания, умения и навыки. Принцип самоактуализацииПринцип индивидуальностиПринцип субъектности Принцип выбораПринцип творчества и успехаПринцип доверия и поддержки Принципы личностно ориентированного подхода Методы личностно ориентированного подходаВ центреУченикЕго целиМотивыИнтересыСклонностиУровень обученностиСпособностиТворческого самоутвержденияМетод интроспективного анализаЛичностно ориентированная театрализацияАктивизация субъектного Опыта учащегося Задача – поставить перед детьми проблему так, чтобы они узнали в ней собственную проблему. Например: Можно ли оправдать предательство? Возможные темы для обсуждения: Предать Родину - сохранить жизнь (Швабрин, «Капитанская дочка» (8 класс)); Предать Родину, отца и брата во имя любви (Андрий, «Тарас Бульба», (7 класс)). Проблема: Существует ли настоящая дружба? Настоящая любовь? Какое чувство сильнее? Варианты тем для обсуждения: Была ли дружба? (Онегин и Ленский, «Евгений Онегин», (9 класс)); Была ли любовь? (Софья, Чацкий, Молчалин, «Горе от ума», (9 класс)). Метод интроспективного анализа Приемы работы с художественным текстом«Обворожить писателем» Прием «Тематические страницы». Прием «Тема-интрига» Прием «Фрагмент урока языком ученика».
1.«Обворожить писателем» - значит представить его как неординарную личность, рассказать о характере, мотивах, побуждающих к созданию произведения. Варианты заданий: подготовить «интересную» биографию (учащийся получает индивидуальное задание: найти интересные случаи из жизни писателя и рассказать об этом классу); написать сочинение-миниатюру в стиле автора произведения; угадать автора, прочитав фрагмент художественного произведения, и доказать свою точку зрения. 2.Прием «Тема-интрига» Тема записывается не в начале урока, а в середине или в конце. Формулируют тему учащиеся в соответствии со своим жизненным опытом. Тема урока должна содержать проблему личностного характера Например: «Два затмения» («Слово о полку Игореве», 9 класс); «Герой не моего романа» («Горе от ума», 9 класс); «В каком имении я предпочел бы жить: Троекуровых или Дубровских?» («Дубровский», 6 класс). 3.Прием «Тематические страницы». Привлекаются знания учащихся по предыдущим темам и делаются обобщения. Урок проводится в форме диспута, семинара с целью обобщить и систематизировать знания учащихся. 4.Прием «Фрагмент урока языком ученика». Поручая учащемуся подготовить фрагмент урока, учитель приучает его к самостоятельному поиску информации, воспитывает ответственность за качество преподнесения учебного материала. Чем больше на уроке говорят и делают дети, тем эффективнее урок. Примеры организации рефлексии:«Я» - как чувствовал себя в процессе учения,с каким настроением работал,доволен ли собой.«Мы» - насколько мне комфортно работалось в группе,я помогал товарищам – они помогали мне (чего было больше), были ли у меня затруднения при работе в группе«Дело» - я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практикипросто интересен, в чём я затруднялся, почемукак мне преодолеть свои проблемы Рефлексивные задания- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?- Достигли ли мы цели урока? Почему не достигли? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникали?- Изменилось ли ваше представление о поэте, писателе?- Стало ли другим ваше отношение к герою?- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятым? Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаики, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными Удачи вам, сельские и городские,Уважаемые учителя!Добрые, злые и никакиеКапитаны на мостике корабля.Удачи вам, дебютанты и асы,Удачи! Особенно по утрам,Когда вы входитеВ школьные классы,Одни – как в клетку,Другие – как в храм. Р. Рождественский