Статья «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь……»


Доклад на муниципальные Сократовские педагогические чтения: «Ценности и важнейшие приоритеты образовательной стратегии современной школы»
педагога-психолога МБОУ Широкинская СОШ А.С.Курочкиной
Тема: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь......»
Сказки, как старые друзья,
их надо навещать время от времени
( Джордж Мартин)
Есть старая восточная притча о странствующем искателе истины, увидевшем однажды большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?». О чем эта притча? Эта притча о сказках, ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать не известные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства, - о сказках, а тем более, об их психокоррекционном воздействии на человека.
Что такое психологическая коррекция? Я употребляю в своей работе понятие И.И. Мамайчук: в широком смысле - комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии, и в узком как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций у ребенка и гармонизацию развития его личностных свойств. Ещё более уточняют целевую направленность слова «коррекция» М.М. Семаго и Н.Я. Семаго. Они считают, что в широком смысле слово «коррекция» может пониматься как социально-психологическая взаимоадаптация индивида и окружающей среды, создание оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка, формирования из индивидуальности личности и в дальнейшем – субъекта.
Направления психокоррекции при этом могут быть следующие:
-коррекция активационных (мотивационных) механизмов деятельности (формирование и коррекция мотивов, потребностей);
- коррекция когнитивных и операционных механизмов деятельности (формирование и коррекция ориентировочной основы деятельности, способов решения типичных задач, встречающихся в деятельности);
- коррекция регуляционных механизмов деятельности, осуществляющих деятельностный акт, а именно осуществление целеполагания, планирования, координации взаимодействия участников деятельности, контроля, оценки;
- коррекция социальных механизмов деятельности (формирование социальных позиций, овладение социальными ролями и способами взаимодействия между ними, усвоение социальных ценностей, правил и нормативов).
Уже второй год я практикую  использование сказок в рамках психокоррекционной деятельности, ведь каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. С каждым днём сказкотерапия становится всё более популярной, ведь – это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Я считаю, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка выполняет три функции:
- диагностическую,
- терапевтическую (коррекционную),
- прогностическую.
     В сказкотерапевтическом процессе я использую пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными "соусами”: анализ, рассказывание, сочинение, рисование, постановка сказок в песочнице.
     Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, процесс познания в наиболее созвучной нашей душе образной форме. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.
    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отмечает, что психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.  Под целями таких сказок подразумевается продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике. 
Работая с детьми, я постоянно задаю себе два вопроса: «Что?» и «Как?». В том смысле, что каждый день в случае оказания психологической помощи ребенку я пытаюсь разобраться в том, ЧТО, собственно, происходит и КАК помочь клиенту преодолеть возникшие трудности. При ответе на эти вопросы мне очень помогают сказки. Они оказывают позитивное воздействие при выстраивании групповых адаптационных встреч с обучающими 5-го класса. В этом мне помогают «Лесные сказки» М.А.Панфиловой. Всем нам известно, что переход учащихся из начальной школы в основную является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3-х недель до полугода. Моя задача - облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе. Можно ли избежать серьезных проблем с учебой или поведением при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе:
1) забывание; 2) привычка к контролю; 3) новизна обстановки;
4) физиологические изменения; 5) личные проблемы; 6) отсутствие способностей; 7) отсутствие интереса.
Чем здесь может помочь сказка?
Во-первых, она позволяет свободно мечтать и фантазировать, в результате чего можно раздвигать рамки обычной жизни, постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, запускается механизм идентификации. Поэтому, с одной стороны, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем, чувствует и понимает, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов и позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет усваивать моральные нормы и ценности, различать добро и зло. В-третьих, сказка помогает ребенку сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказка по своей сути – это волшебство и превращение. Отсюда, сказкотерапия улучшает внутренний мир и природу. Она лечит особой сказочной обстановкой, которая будит потенциал личности. С её помощью мечта может материализоваться, появится чувство защищенности и таинственности.
Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственным, индивидуальным интерпретациям сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценок, т.е. превращает слушателя, их объекта воздействия и субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, эмоциональном переживании сюжета. 
Слушая сказку, пятиклассник представляет себе сказочных героев - как они выглядят, что делают, как взаимодействуют между собой; воображает разные сказочные страны, принцев и принцесс, драконов и рыцарей, их побеждающих. Сказка может просто очаровать ребенка, вдохновить его на создание собственных волшебных историй.
Так как я применяю групповую форму работы, то акцент стараюсь делать на получении ребенком позитивного опыта социального взаимодействия со сверстниками. Бывает так, что групповую форму я сочетаю с индивидуальной формой, осуществляя смешанная форму работы (в случаях обнаружения у конкретного ребёнка в группе проблем личностного характера).
С помощью сказки можно помочь каждому ребенку прожить ситуации, с аналогами которых он столкнется в жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.
Для удобства я собрала сказки в единый сборник, большинство выстроила по схеме: краткое содержание сказки и вопросы, на которые детям предлагается ответить.
На начало текущего учебного года нам удалось открыть кабинет инклюзивного образования. Благодаря оборудованию, полученному по программе «Доступная среда», мне удаётся организовывать психокоррекционную работу с детьми с ОВЗ в области сказкотерапии. Эффективным является использование психокоррекционных сказок в сочетании с элементами песочной терапии. Ведь развитие механизмов адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становится ведущим. Однако по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера умственно-отсталых детей более сохранна. Этот факт взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей обучащихся. Поэтому важным направлением моей деятельности в психокоррекцинной работе детей с умственной отсталостью является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы; эмоционального, охватывающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой.
Обстановка кабинета инклюзивного образования позволяет создать образ сказки, внушить веру в чудеса, веру в себя и в свои силы, надежду на лучшее, повысить эмоциональный фон, развивать сенсорную чувствительность и многое другое.
В применении сказки с такими детьми очень важен принцип «не навреди», т.е. полное отсутствие грубого погружения в травмирующие сюжеты. У детей с умственной отсталостью образное мышление, яркость представлений и фантазий создают внутренние картинки, которые могут казаться ребёнку более пугающими, чем реальные ситуации.
Помимо этого, работу с психологическими сказками в школе можно проводить, реализуя самые разнообразные стратегии и организационные формы. В начальной школе удобным является проведение еженедельных сорокаминутных занятий, включенных в систему обычных уроков. По этой форме можно реализовывать программу «Психологическая азбука» (авторы - И.В.Вачков, А.Х.Попова), которая полностью соответствует требованиям ФГОС. В рамках этой программы, ориентированной на развитие школьников через психологическую сказку, используются также разнообразные психотехнические, психогимнастические игры и упражнения, рисование, лепка из пластилина, творческие задания.
Подводя итог, можно сказать, что значение сказок в рамках психокоррекционной работы огромно как в процессе воспитания и развития детей, так и восстановлении взаимоотношений с окружающими людьми, а также решении поведенческих и психологических проблем человека, даже в профориентации и становлении личности в целом.








15