Концепция педагогической деятельности учителя физкультуры МКОУ Великоархангельская СОШ по внедрению в жизнь сельской школы «ЗОЖ» под девизом: « В здоровом теле – здоровый дух »


Концепция педагогической деятельности учителя физкультуры МКОУ Великоархангельская СОШ по внедрению в жизнь сельской школы «ЗОЖ» под девизом: « В здоровом теле –
здоровый дух »

Учитель физкультуры
МОУ Великоархангельской СОШ
Халанская Л.А.


Цели:
1)сохранение и укрепление здоровья учащихся;
2)дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
3)формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1) образовательная – обучение детей нормам здорового образа жизни; формирование и совершенствование двигательных навыков;
2) воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к здоровью; привитие вкуса к здоровому образу жизни;
3) оздоровительная – закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее распространенных заболеваний; предупреждению вредных привычек и влечений.
Ожидаемый результат: в здоровом теле – здоровый дух.
Основные принципы педагогической деятельности:
Гуманизм и демократичность.
Системность, целенаправленность, последовательность.
Креативность с учётом личностных ориентиров.
Нормативно – правовые основы концепции
ФЗ « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (гл.1 ст.1,4; гл.2 ст.5; гл.3 ст.14; гл. 6 ст.34).
Закон РФ «Об образовании» (гл.5 ст. 50,51).
Программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений.
4.Областные программы: «Комплексная программа развития физической культуры и спорта», «Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области на 2001 – 2006 годы», «Олимпиец».
Актуальность авторской концепции
Необходимость поднять на более высокий уровень физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, систематизировать, упорядочить, валеологизировать продиктована временем и подтверждена статистическими данными о состоянии здоровья юного поколения.
В современном обществе явно преобладает тенденции к малоподвижному образу жизни: телевидение, компьютеризация, мобильная связь – это не только технический прогресс, но и серьёзный фактор, снижающий активную двигательную деятельность общества и отрицательно влияющий на физическое здоровье, если чрезмерно увлекаться этим новым веянием. Плюс к этому новые игровые технологии, являясь модным увлечением подростков и молодёжи, уводят её от шумных подвижных игр на свежем воздухе. Без сомнения, что это не только достиженья, но и издержки нашего века, и именно поэтому требуется их упорядочение, разумное чередование, чтобы избежать их негативного влияния на человека. Ещё одна черта современной деревни неблаготворно влияет на здоровье и физическую культуру подрастающего поколения. Растлевающий дух умирающих деревень и освободившееся бездельное время способствуют нездоровым влечениям, которые наносят неизгладимый вред здоровью.
Убедительно об этом говорят статистические показатели:
- 25 - 30% детей в школах имеют физические недостатки или хронические заболевания;
- только 8 – 10% школьников можно считать действительно здоровыми.
Такая же приблизительно картина за 5 лет складывается и в нашей сельской школе, и этот факт не может не вызывать тревогу каждого думающего учителя, которому не безразлично будущее молодого поколения.
Вот почему проблема здоровья и в сельской школе выходит на первый план.
Необходима упорядоченная осмысленная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.
Составными звеньями этой обширной работы, направленной на создание оптимальных условий для правильного физического развития, в школе должны стать:
уроки физической культуры и ОБЖ;
организация управления всей внеклассной работой – штаб спортивной работы;
внеклассная внеурочная спортивная массовая работа, которая должна носить практический характер в виде соревнований, смотров, конкурсов; показательный (стимулирующий) – спортивные смотры, праздники; пропагандистский.
Опираясь на цели, задачи и ведущие принципы, следует обосновать основные положения:
- Уроки физкультуры должны занять достойное место среди других учебных предметов, а не находиться в положении «на задворках», необходимо найти наиболее эффективный вариант традиционного урока с целью создания оптимальных условий для формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, совершенствования общефизической подготовки школьников с разным физическим развитием. Одним из основных условий, способствующих созданию оптимального варианта я считаю разделение класса на 3 группы по состоянию здоровья: сильная группа (здоровые, физически развитые дети), они же – помощники учителя и его опора на уроке; средняя – в неё входят дети с небольшими нарушениями в физическом развитии, их занятие физической культурой не ограничены; третья группа – дети с ослабленным здоровьем, ограниченные в выполнении отдельных видов физической подготовки. Построить урок с расчетом на все эти группы – считаю главной задачей учителя.
Я думаю, что успешность изучения курса физической культуры в значительной мере зависит от того, какими средствами и методами ведётся обучение. Одной из важнейших средств интенсификации обучения физической культуры являются психологическое воздействие на учащихся в процессе обучения, решения различных задач, чему я и придаю важное значение в процессе взаимодействия с учащимися.
В учебном плане приходится продумывать все до мелочей, с учётом материальной спортивной базы; как организовать обратную связь с учащимися, в какой последовательности предлагать те или иные упражнения, как приобщить учащихся к творческому процессу и т.д.
Во время учебного процесса и вне его, в основном я умею владеть собой, научилась разрядить обстановку шуткой. Очень часто выбор ребёнка совпадает со словом учителя при создании той или иной ситуации.
Я считаю себя опытным учителем, во время учебного процесса извлекаю воспитательные моменты. Дети меня понимают, при необходимости делаю пояснения ещё раз.
Считаю, что знания по психологии требуют дальнейшего совершенствования.
Физическую культуру я люблю и знаю её хорошо. Но знания по предмету требуют постоянного обновления. Свои знания обновляю чтением специальной литературы по физической культуре, постоянно выписываю методический журнал. Систематически посещаю методические дни в районе, а каждые пять лет – курсы повышения квалификации в г. Воронеже. С современными способами передачи информации знакома.
В своей работе владею в полной мере. Методикой работы как с отстающими, так и сильными детьми. В работе применяю активные формы обучения, направленные на оптимизацию учебного процесса.
«Я живу уроком, его нервом, его болью. Урок леплю, как Пигмалион Галатею. Урок – это я сама, это моя суть. Именно за это я люблю свой труд – за счастье создавать урок» - эти слова, услышанные мною однажды, стали сутью моей педагогической работы, я готова подписаться под каждым из них.
Готовя урок, я представляю себе каждого ученика, его место и роль. Что сделать коллективно, что индивидуально. Очень важно, чтобы это место было бы посильным для ученика и подвигало его на борьбу за лучший результат, основано на его интересе, поэтому я в своей работе следую насколько это возможно, личностному ориентиру, исходя из возможностей, способностей, интереса ребёнка. Немаловажным фактором для успешного выполнения поставленных на уроке задач является установление правильных отношений между учителем и учащимися. Я – сторонник демократических отношений, построенных на уважении к личности ребенка поэтому широко использую опыт, накопленный педагогикой сотрудничества.
Креативность - одно из важных условий успешной работы на уроках физкультуры. Привлечение самих учащихся к процессу обучения позволяют сделать уроки насыщенными, полноценными, и все же, на мой взгляд, учитель, его личность, умение организовать и повернуть в нужное русло учебную деятельность, создавая одновременно обстановку ответственности на уроке, дисциплинирует.
Стимулирование – один из необходимейших инструментов воздействия на развитие учащихся. Одобрительная поддержка, доброе похвальное слово, устная благодарность, умное наставление, желание прийти на помощь – это должно присутствовать на каждом уроке, и играть не менее важную роль, чем оценка. Систематическое подведение достижений на уроке также побуждали детей к совершенствованию своих спортивных умений. Поэтому каждый урок начинаю и заканчиваю линейкой – на первой ставлю задачи, на второй – подвожу итоги, и для каждого стараюсь найти нужное слово.
Одна из важнейших задач успешного проведения уроков физической культуры – привитие учащимся устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Дети не любят долго слушать объяснения, (особенно в младших классах) сидеть на скамейке в ожидании своей очереди. Ничто так не способствует развитию лени и недисциплинированности, как вынужденное безделье на уроке.
Вот почему в своей работе уже на протяжении многих лет использую сюжетно-ролевые уроки и другие нестандартные уроки.
С помощью этих уроков увеличиваю их плотность. Нагрузку регулирую паузами отдыха, когда даю лаконичное пояснение, зачем и почему, с какой целью выполняем то или иное упражнение. Стремлюсь на уроках раззадорить ребят, привлечь к активному выполнению самых различных ролей, сюжетов из сказок, иногда из жизни.
Например, многие дети любят во всем быть первыми. Однако это доступно не каждому ребёнку и с помощью сюжетно – ролевых уроков есть возможность не быть последним – эта задача по силам любому школьнику. Ее – то я ставлю в первую очередь во многих играх и упражнениях. Ученики на таких уроках всегда готовы выступить активной стороной, определённым образом формирующей педагогический процесс. Но в одном случае дети могут приумножить вносимые педагогом усилия, а в другом разрушить. Первое происходит, когда учитель систематически от урока к уроку расширяет содержательный потенциал ученической активности (т.е. творчество детей).
К уроку учитель готовится вместе с детьми, учитывая их возраст, физическую подготовку, а также интерес.
Таким образом, творчество учителя дополняется творчеством учащихся. В чём это проявляется? ( Дети готовят реквизит для урока, кто маску «мышки», кто «ёжика». Всё это должно быть красочно и безопасно. Например, мы все играем в «Два Мороза». Там есть Мороз «синий нос» и есть Мороз «красный нос», но если сделать нос из поролона на резинке, то будет совсем другой эффект. Или метание мяча в цель, все дети с удовольствием наденут корону «Ивана царевича», а мяч будет настоящим «луком».
Конечно, такие уроки основываются на огромном творчестве учителя и большой подготовке. Учитывая возрастные особенности детей подбираю разнообразный инвентарь: мячи, палки (из газеты), мешочки, кольца, скакалки, аппликации из материи. Инвентарь должен быть ярким, чтобы он мгновенно мог привлечь к себе внимание учащихся. Располагаю инвентарь в зале так, чтобы дети могли добраться до него, удобно было этот инвентарь взять, что исключает лишние перемещения и перестроения, увеличивает моторную плотность урока. Таким образом, с помощью таких уроков пробуждается интерес к физической культуре и спорту, которые должны уже решаться с начальных классов, так как привычки, заложенные в детстве весьма прочны. Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить радость.
И все же основная задача уроков физкультуры – общефизическая подготовка. Личностное развитие организуется через кружковую и внеклассную работу. В школе работают кружки гимнастов, хореографии, спортивные занятия по баскетболу, футболу. Неоценимую роль в оздоровительной работе играет внеклассная спортивно-массовая работа. Очень важно создать механизм управления его и вовлечения в эту работу учащихся и их родителей.
Спортивная массовая работа определяется программой, которая является основой планирования.

Программа
внеурочной спортивно-массовой работы

п/п Названия мероприятий Время проведения Участники
1 Утренняя зарядка ежедневно Уч-ся 1 – 6 класс
2 Дни здоровья Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель Последняя суббота месяца; все учащиеся и учителя школы;
3 «Весёлые старты» 1 раз в четверть Каждый класс начиная с 3-го
4 Папа, мама, я – дружная семья. 1 раз в полугодие Каждый класс с 1 по 7 и родители
5 Соревнования по баскетболу.
Соревнования по футболу 1 раз в четверть;
Сентябрь
Апрель Учащиеся с 6 по 11 класс;
Учащиеся с 8 по 11 класс.
6 Конкурсы – смотры
«А ну-ка, парни» Февраль Учащиеся старших классов
7 Спортивные зимние игры Январь Учащиеся школы с привлечением родителей
8 Спортивные летние игры Май Учащиеся школы с привлечением родителей
9 Спортивный праздник Май Учащиеся школы
10 Подвижные игры с малышами 1 раз в неделю Штаб и учащиеся начальных классов.
«Здоровье – это, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В тесном контакте с классными руководителями, а также на уроках физкультуры (1 раз в месяц – 5-10 минут) стараюсь проводить беседы, способствующие формированию гармонично развитой личности, используя валеологический подход. Особенно полезны практикумы «Кто я? Кто ты?», «Право на здоровье», «Хочу, могу, буду», «Хочешь быть здоровым – будь им», «Привычка – вторая натура», «Учитесь властвовать собой, если оглянуться вокруг», «Если заглянуть в будущее» и др. (формы их проведения я позаимствовала из литературы, но уже успела убедиться в их полезности). Вместе с классными руководителями мы разработали тематику классных часов и родительских собраний.
Вот примерная тематика классных часов:
1 – 4 класс
1. «Когда я ем, я глух и нем».
2. Панацея и Гигиена – дочери древнего бога Эскулапа.
3. Береги здоровье смолоду.
4. Мой до дыр, Мойдодыр.
5 – 8 класс
1. Гигиена мальчика и девочки.
2. Если хочешь быть здоров - закаляйся.
3. Имя беды – наркотик.
4. Определение здорового образа жизни.
5. Твоё здоровье – в твоих руках.
6. Модно или удобно (Культура одежды)
7. О вредных привычках
9 – 11 классы
1. В человеке всё должно быть прекрасно: и мысли, и душа,
и тело.
2. Девочка, - девушка – женщина.
3. Гармония души и тела.
4. О вкусах не спорят, а манеры надо знать.
5. Знаешь ли ты себя? Как победить зло?
6. Стресс. От чего он возникает.
7. Гигиена юноши.
8. Наркотики – это жизнь или иллюзия?
9. Я - то, что я ем.
Родительские собрания.
Психологические особенности (возрастные)
О правовой ответственности родителей.
Режим дня, гигиены, питания.
Встречи с врачами – наркологами, венерологами, представителями детской комнаты милиции.
Вместе с учителями мы проводим конкурсы рисунков на тему:
«За здоровый образ жизни», «Нет - вредным привычкам»
Мой скромный опыт, естественно требует постоянного совершенствования и отшлифовки и совсем не претендует на незыблемость, но я абсолютно уверена, что мы обязаны учить детей следить за своим физическим и духовным здоровьем, а значит и сами должны постоянно учиться, своим личным примером указывая путь оздоровления. Только постоянная работа над собой, над своим педагогическим мастерством ведёт к успеху.
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - эти слова Ушинского стали формулой жизни для каждого учителя и для меня тоже.
С некоторым удовлетворением я могу говорить о достигнутых результатах моей работы.
Аналитические показатели за последние 3 года.
Года Рейтинг КОУ КОУ на 4 и 5
2013-2014 4,3 100% 75%
2014-2015 4,4 100% 82%
2015-2016 4,5 100% 86%
Мои воспитанники принимают активное самое участие в районных спортивных соревнованиях и занимали призовые места:
1.лёгкая атлетика – Басанко Мария, первое место (кросс);
2. баскетбол: команды девушек и юношей, вторые места;
3.футбол: сборная команда 8-9 классы, третье место.
4. В 2004, 2005 годах школа занимала первые места по президентским состязаниям
Воспитанники нашей школы охотно поступают на учёбу в ВГПУ на отделении физической культуры и в военные училища.
В настоящее время в ВГПУ обучаются:
Авраменко Сергей – 5 курс, Зайцев Евгений -3 курс,
Мищенко Юрий – 3 курс.
В военных училищах: Кириченко Сергей – 1 курс ВАТУ, Болдырев Николай – окончил Рязанское десантное училище, Каширский Вадим -5 курс ВАТУ, Иголкин Роман – окончил ВАТУ,
Герус Максим – 1 курс, Тульское высшее военное училище.