Реализация системно-деятельностного подхода через прием театрализации на уроках литературы


Реализация системно-деятельностного подхода через прием театрализации.Подготовила: Чистякова М. А. Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики. Компоненты работы при использовании приема театрализацииОтражение прочитанного в видах деятельностиСобственно драматизация произведенияЭмоциональное погружение в произведение Элементы театрализации  {D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Элементы театрализациипоясненияВиды упражненийЗадачи приемаПерсонификацияРеально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.-Введение в тему. -Заинтересовать детей в предстоящим изучении литературного произведения.Ролевое прочтение текстаЧтение текста по ролям с использованием авторского текста.-передать голосом и интонацией характер героя {D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Ролевая игра “Кто я?” ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе». -кукольный театр-игра «Парад героев»-игра «Узнай героя»-уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;Сценически – игровые упражненияУчащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. -сценические этюды-пантомима-составление словесного портрета героя-развитие речи, пластики, игровых способностей.-через движение, уяснять и объяснять содержание и форму произведения или выраженияИсторическая сценка Небольшое представление по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.  {D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Инсценирование отрывка-деление и прочтекние текста «по ролям»«живые картинки»-учащиеся пишут диалоги героев и создают ремарки, уточняют поведение героев, место и время действияДраматизацияСамостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов.-работа над сценической выразительностью-подготовка театрального костюма-использование грима для создания образасоставлением словесного портрета героя;работает над сценической выразительностью: определяет целесообразность действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;подготовкой театрального костюма;использованием грима для создания образа. Фрагмент урока:Урок, выстроенный учителем по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах. Приведу в пример урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе «Как можно жить в этом мире?»Роман Достоевского полифонический. Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?Представление героев начинается с попытки перевоплощения.Я, Мармеладов...Я, Дуня, сестра Раскольникова...Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...Я, Сонечка Мармеладова...Я, Катерина Ивановна...Я, Родион Романович Раскольников В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому – непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражителей, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни. Спасибо за внимание!