Электронно-образовательный ресурс Презентация по истории на тему Реформы М.М. Сперанского (8 класс)


Реформы М.М. СперанскогоМовсисянц Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Купинская СОШ Шебекинского района Белгородской области» М.М. Сперанский(1772 – 1839 гг.) Родился в 1772 г. в семье сельского священника. Учился во Владимирской семинарии. В 1788 г. переведен в столичную Александро-Невскую семинарию. По-окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – статс-секретарь императора. С 1808 г. – заместитель министра юстиции и одновременно генерал-прокурор Сената. Наполеон о М.М.Сперанском: «Не угодно ли вам будет, государь, – спросил он Александра, – променять этого человека на какое-нибудь королевство?». Бонапарт считал Сперанского «единственной светлой головой в России». За толковое участие в переговорах Наполеон подарил Сперанскому табакерку с бриллиантами.Встреча Александра I и Наполеона в Эрфурте в октябре 1808 года. Проект политической реформы Сперанского («Введение к уложению государственных законов», 1809 г.) Используя текст учебника (с.20-22), выделите цель политической реформы М.М. СперанскогоЦель – поэтапное введение конституционной монархии и отмены крепостного права.Вспомните идеи Просвещения XVIII в. Какие из этих идей нашли отражение в проекте Сперанского?(Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; выборность законодательных ветвей власти).
Функции государственных органовГосударственная Дума – законодательная власть.Министерства – исполнительная власть.Сенат – судебная власть.Государственный совет – совещательный орган при императоре, рассмотрение проектов законов. Сословная структура населения России по проекту СперанскогоУстановление трёх основных сословий:1) дворянство;2) среднее состояние;3) «народ рабочий».Политические права для 1-го и 2-го сословий. Гражданские права для всех сословий.Избирательное право для имущих сословий. Полномочия органов властипо проекту М.М. СперанскогоИмператорПраво законодательной инициативыПравоутверждать законыПолнота исполнительнойвласти«В России вся исполнительная властьдолжнапринадлежатьвласти державной»«Никакой законне может иметьсвоего совершениябез утверждениядержавнойвласти»«Предложениезакона должно предоставитьисключительноправительству»






Полномочия органов властипо проекту М.М. СперанскогоГосударственная ДумаПринятие законов«Никакойновый законне может быть изданбез уваженияДумы»


Полномочия органов властипо проекту М.М. СперанскогоГосударственный СоветНазначается императоромСвязующее звено между монархоми государственными органами«В порядке государственных установленийСовет представляет сословие, в коем вседействия части законодательной, суднойи исполнительной в главных их отношенияхсоединяются и через него восходятк державной власти и от нее изливаются»



Проект политической реформыОграничивалась ли власть императора по проекту Сперанского, и в какой степени?Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?Какие положения из проекта М.М. Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а какие нет? 1 января 1810 г. – обнародован манифест о создании Государственного советаГлавная задача – наведение порядка в подготовке и принятии законов. Проект «Уложения Правительствующего сената» (1811 г.) СенатПравительствующийСудебный Отставка М.М. Сперанского: причины и последствияСперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди как, например, Н.М. Карамзин – один из идеологов консерватизма.Александр I воспринимал эту критику на свой счёт, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, принял решение о его отставке. В 1812 г. М.М. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Домашнее задание § 3. Заполните таблицу «Политические реформы М.М. Сперанского»:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные положенияПоложительные стороныОтрицательные стороны