Литературно-музыкальная композиция по литературе Дедушкин альбом.


Музыкально-литературная композиция
«Дедушкин альбом» (к тексту слайды)
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса,
Где в реках стремительные воды
Голубеют словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза.
К.Н: Песня «Россия» (на экране кадры современной жизни)
На сцену под современную музыку выходят мальчик и девочка.
Руслан. Лада, привет! Ну что, мы сегодня идем гулять?
Лада. Привет, Руслан! Ты только посмотри, что я нашла.
Руслан: А что это?
Лада. Это альбом моего деда. Он пошел на встречу с ветеранами, а альбом на столе забыл.
Руслан. Интересно! Давай заглянем в него?
Открывают первую страницу и раздаются взрывы, сирена и голос Левитана о начале войны. Под песню «Вставай, страна огромная!» продолжается разговор
Руслан. Что случилось? Нам это показалось или …
Лада. Кажется, это доносится из альбома.
Руслан. Там война.
Лада: Страшно…
Руслан: Да, война – это страшно.
А какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Давай посмотрим!
\К.Н: Песня «Случайный вальс» ( уч-ки танцуют вальс)
Руслан: Лада, посмотри – письмо!
Лада: А сколько таких треугольников приходило с фронта!
Руслан: Да, их ждали, их боялись.
К.Н: Отрывки из писем своих дедушек читают ученики под музыкальное сопровождение
девушка:
21 февраля 1943 г«Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу - электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю... Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт - такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад.
Александр Матросов».
Девушка : Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Матвей Григорьевич Кириллов, житель пос.Энем, где осталась его семья, в письме обращается к жене:
«Дорогая Варя! Шлю привет детям – Толе, Мише, Володе, Ване, Серёже. Я жив, здоров. Варя, береги детей. Обрати внимание на здоровье младшего, Серёжи. Он у нас слабенький».
Матвей Григорьевич погиб на фронте в 1943г.
Память… ты не померкнешь никогда…
( звук метронома. Уходят)Лада. А вот, смотри, — это дедушкин одноклассник. Он попал в шоферскую роту и четыре года доставлял продукты в блокадный Ленинград по «Дороге Жизни»
Руслан. А в блокадном Ленинграде голодали не только взрослые, но и дети. И воевали не только взрослые, но и дети!
К.Н: Песня «Ленинградцы» (исполняют учащиеся 6-х классов)
Лада. Вот эта фотография — весь дедушкин класс!
Руслан. Веселые, беззаботные, все экзамены сданы, а завтра — завтра - выпускной!
Лада. Разве могли они тогда предположить, что через пять лет на вечер встречи придут далеко не все.
В последний раз
В последний раз во сне тревожном, Перекосив от боли рот, Я прокричу неосторожно Свое последнее "Вперед!".
И ты запомни: я не умер, Я в бой ушел в последний раз. В солдатском сердце замер зуммер, И с миром связь оборвалась.
К.Н: Песня «Последний бой» (исполняют учащиеся 8-х классов)
К.Н.: Читают дети 3 а класса
Они прикрыли жизнь собою
Жить начинавшие едва.
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
И вновь – весна… И солнце светит ясно.
Вновь детский смех послышался вдали….
Но кто сказал, что жили вы напрасно
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал наверно горя,
И не видал он материнских слез.
Не видел он могил и после боя
Не видел тех. Кто это перенес.
К.Н: Песня «Журавли» (исполняют учащиеся 3-4-х классов)
К.Н.: Читают дети 3 а класса
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня!
Салют ее большим и малым, Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам, Героям павшим и живым!
К.Н: Песня «День Победы» (учащиеся 3-4-х классов и весь зал) или «Аист на крыше»