Программа оборонно-спортивного лагеря Витязь

СОГЛАСОВАНО
Управляющий Северным управленческим округом
Свердловской области
____________В.И. Овчинников
«15»мая 2016 г

Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей Новолялинского городского округа
«Детско-юношеский центр патриотического воспитания»




ПРОГРАММА
ОКРУЖНОГО ОБОРОННО - СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ
«ВИТЯЗЬ»








Автор: Елохин Алексей Валерьевич, директор МКОУ ДОД НГО «Детско-юношеского центра патриотического воспитания имени Героя России Туркина А.А». Адрес и контактные телефоны: 624422 п. Лобва ул. Чкалова 1, помещение 1; т.89045466818.



2016 г.

Информационная карта
1. Полное название
Оборонно-спортивный лагерь «Витязь»

2. Основные разработчики проекта
Елохин А.В.

3. Руководитель проекта
Елохин А.В. – директор МКОУ ДОД НГО «Детско-юношеского центра патриотического воспитания имени Героя России Туркина А.А».

4. Организация, реализующая программу
МКОУ ДОД НГО «Детско-юношеского центра патриотического воспитания имени Героя России Туркина А.А»

5 Адрес организации, телефон
624422 п. Лобва ул. Чкалова 1,
т.8-904-546-68-18.

6. Специализация проекта
Социально - оздоровительная

7. География участников
Свердловская область, Северный управленческий округ

8. Количество участников
120 человек

9. Сроки проведения
21 день: с 4 июня по 25 июня 2016года

10. Количество смен
1 смена

11. Кадры
Руководители военно-патриотических клубов, педагоги дополнительного образования, тренеры – преподаватели, медицинские работники

12. Участники проекта
Курсанты военно-патриотических клубов и объединений.
Возраст участников от 13 до 17 лет.

13. Направление деятельности
Оборонно-спортивное

14. Место проведения
Урочище Владимировка, п. Лобва








ПРОГРАММА ОБОРОННО-СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ «Витязь»
Пояснительная записка
За последние несколько лет в стране утрачена стройная система работы с допризывной молодежью. В подростковой среде авторитет Российской армии низок. Психологически молодежь не подготовлена к экстремальным ситуациям. Подрастающее поколение зачастую проводит свободное время, за компьютером, употребляя алкоголь, табак, наркотики.
Как показывает опыт работы, одной из наиболее эффективных форм подготовки подростков к защите Отечества, формирования гражданственности и патриотизма, профилактики негативных явлений в подростковой среде являются лагеря оборонно-спортивной направленности, различные походы и экспедиции. Во-первых, в таких условиях жизнедеятельности дают возможность воспитанникам представить себя взрослыми людьми. Во-вторых, все занятия проводятся в игровой форме с активным привлечением инструкторов. В-третьих, обстановка жизни в военно-полевых условиях способствует возрастанию возможностей для целенаправленного систематического формирования мировоззрения гражданина и патриота своего Отечества. В-четвертых, идет процесс выработки навыков и умений, используемых в дальнейшей жизни.
Предлагаемая программа носит комплексный характер, предусматривающая:
широкий спектр активных форм обучения практического курса военной подготовки;
творческий подход педагогического коллектива к формированию патриотических качеств и общекультурных ценностей участников смены;
формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у подрастающего поколения через комплекс спортивных мероприятий и соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Программа направлена на решение следующих поставленных целей и задач:
- формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины;
- формирование у подростков и юношества положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и последующему выбору профессии;
- оздоровление участников смены за время их пребывания в лагере;
- профилактика негативных явлений в подростковой среде;
- реализация творческого потенциала молодежи;
- улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы через систему мероприятий по военно-прикладным видам спорта и профильным часам.
В ходе смены все воспитанники проходят теоретический и практический курсы:
- ориентированию и топографии;
- высотная подготовка (применение альпинистской техники);
- правовая подготовка (международное гуманитарное право, необходимая оборона и крайняя необходимость и т.п.);
- мемориальный час (теоретические знания по военной истории России);
- историко-краеведческая работа;
- строевая подготовка и основы военной службы;
- военно-спортивная подготовка (изучение оружия Российской армии, радиодело, тактическая подготовка; стрельба, военно-инженерная подготовка, преодоление полосы препятствий, совершение марш-бросков, основы рукопашного боя, основы ВДП, пейнтбол);
- первая медицинская помощь.
- пресс-центр (выпуск боевых листков по итогам обще лагерных мероприятий);
- правовая подготовка (встречи с депутатами и представителями ТИК)
- командирская подготовка;
- организация мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди молодежи.
По окончании курса проводятся тактическая игра на местности, которая соответствует тематике изученного материала. Во время игры воспитанники показывают то, чему научились в ходе проведенных занятий.
Структура построения отрядов специфична и соответствует построению взводов в Российской армии.
Наряду с укреплением здоровья ребенка, первостепенна также задача активизации работы по накоплению у детей положительного социального опыта.
Программа смены построена таким образом, чтобы воспитанники не только отдохнули, но получили возможность развивать свои интеллектуальные, творческие, спортивные, коммуникативные и другие способности.
Цель: Создание условий для формирования у подростков и юношества идей патриотизма и гражданственности, положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Задачи:
1. Создание эффективной системы патриотического воспитания в условиях лагеря.
2. Профилактика правонарушений и асоциального поведения среди подростков.
3. Укрепление здоровья детей и выработка у них навыков здорового образа жизни.
4. Расширение позитивного социального опыта подростков, формирование и развитие у них социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма.
5. Улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы через систему мероприятий по военно-прикладным видам спорта и профильных часов.
6. Стимулирование процесса овладения детьми навыками позитивного общения в природе и обществе.
7. Раскрытие творческих, интеллектуальных, спортивных способностей каждого ребёнка;
8. Получение специальных знаний и овладение умениями по предлагаемым специальностям.
9. Создание условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком.

Содержание смены
Смена проводится по методике «погружения». Подросткам выдается военная форма и дальнейшая жизнь в течение смены регламентируется правилами внутреннего распорядка. По сути, они попадают в учебное подразделение бойцов группы специального назначения. Данный профиль выбран не случайно. Для выполнения поставленной задачи бойцу специального назначения требуется большое количество знаний и умений, как прикладного, так и интеллектуального порядка.
Программа смены направлена на то, чтобы возбудить живой интерес подростка к овладению различными видами деятельности в процессе «погружения в ситуацию».
Организация жизнедеятельности подростков строится в соответствии с планом смены (Приложение №1), режимом дня (Приложение №2).


Механизм реализации смены
Смену условно можно разделить традиционно на три этапа.
1 этап. Организационный. Продолжительность – 3 дня.
Цель: адаптация детей к условиям лагеря.
Задачи:
- введение детей в программу смены;
- обустройство мест проживания;
- диагностика ожиданий детей от проживания в полевых условиях;
-формирование коллектива участников выборы органов самоуправления;
- доведение до участников законов смены и выработка общих традиций.
2 этап. Основной. Продолжительность 16 дней.
Цель: реализация основной цели смены.
Задачи:
- овладение прикладными знаниями и умениями по профилю военная подготовка;
- развитие навыков работы в команде;
- развитие личностных качеств: терпения, целеустремлённости, умения быстро ориентироваться на местности и принимать решения в нестандартных и экстремальных ситуациях;
- формирование дружбы внутри коллектива, взаимопомощи и взаимовыручки;
- организация различных видов деятельности: учебной, соревновательной, творческой;
- встречи с интересными людьми.

3этап. Итоговый. Продолжительность 2 дня.
Цель: анализ жизнедеятельности детей в ходе реализации программы смены, подведение итогов.
Задачи:
- выяснение, насколько реализовались ожидания детей в ходе смены;
- развитие навык анализа собственной деятельности, деятельности коллектива;
- закрепление дружеских отношений между членами коллектива;
- планирование совместной деятельности после окончания смены;
- награждение по итогам смены.

Структура и управление лагерем
Лагерь в количестве 120 человек делится на 6 взводов по 20 чел. Взвод состоит из двух отделений. Каждая взвод имеет свое название, орган самоуправления.
Начальник лагеря:
занимается обеспечением материальной и технической базы смены, ведёт его документацию;
проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми;
создаёт необходимые условия для проведения учебной, воспитательной и оздоровительной работы;
несёт ответственность за организацию питания.
Зам. начальника по физической подготовке:
проводит ежедневные спортивные мероприятия, согласно распорядка дня;
организует и осуществляет общий контроль за проведением спортивных соревнований, праздников;
организует и контролирует деятельность инструкторов по физической подготовке.
- организует процесс проверки места купания личного состава;
- организует процесс купания личного состава по установленному графику;
- отвечает за проведение инструктажа с личным составом по технике безопасности и поведении на воде.
Зам. начальника по воспитательной работе:
несет ответственность за организацию учебного, воспитательного процесса, за качество программы;
осуществляет методическую помощь воспитателям и инструкторам в проведение мероприятий;
несёт ответственность за качественное проведение мероприятий;
проводит методические консультации с инструкторами, как по утверждённому графику, так и по мере необходимости;
осуществляет разработку и методическое оформление проводимых мероприятий.
Медицинский работник:
осуществляет постоянный контроль за состоянием здоровья личного состава;
осуществляет постоянный контроль за качеством питания, за выполнением распорядка дня;
осуществляет медицинский контроль за организацией физического воспитания детей, проведением спортивных занятий, оздоровительных процедур; присутствует на всех спортивно-массовых мероприятиях, во время купания детей в реке, бассейне.
Командиры взводов
командир взвода - воспитатель отвечает за дисциплину и ведет непосредственную работу с детьми;
организует и проводит воспитательную работу с личным составом;
ведет занятия в профильных кружках (мастер - классах).
Все педагогические работники оборонно-спортивной смены несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей.

Направления воспитательной работы
Военно-патриотическое направление:
- лекционные курсы, раскрывающие ратный подвиг наших предков;
история боевых наград, оружия, техники Вооруженных сил нашей Родины;
просмотр видеофильмов по истории и традициям Российской армии.
Военно-спортивные игры и соревнования.
Полевые выходы.
Историко-краеведческое направление:
- проведение тематических часов по истории России, вооруженных сил, родного края;
- «Урал многонациональный» - изучению культуры, истории родного края; знакомство с народными коллективами.
Физкультурно-спортивное направление:
- пропаганда здорового образа жизни:
- беседы о вреде курения, алкоголя, наркомании, оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях;
- комплекс спортивных соревнований и состязаний.
Художественно-эстетическое направление:
- вечер «Разрешите представиться»;
- вечер самодеятельной и патриотической песни;
- коллективные творческие дела;
- КВН («Теперь ты в Армии», «Дембельский альбом»)
Материально – техническое обеспечение
Необходимая материальная база предоставляется МКОУ ДОД НГО «Детско-юношеский центр патриотического воспитания».
1. Спортивное, игровое оборудование.
2. Аудиоматериалы и видеотехника.
3. Материалы для оформления и творчества детей.
4. Канцелярские принадлежности.
5. Массогабаритные макеты оружия.
6. Туристическое снаряжение.
7. Пейнтбольное оборудование.
8. Бассейн.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы смены участники должны:
- овладеть базовыми знаниями по военной истории государства, истории родного края, основам военной службы в Российской армии;
- повысить уровень своего физического развития через систему оздоровительных мероприятий и реализацию комплекса спортивных соревнований по военно-прикладным видам спорта;
- раскрыть свой творческий потенциал через систему творческих мероприятий смены и в результате реализации программы профильных школ, обрести навыки продуктивной организации своего свободного времени;
- сформировать навыки детского самоуправления.
На основе реализации всех мероприятий, входящих в программу смены, планируется заложить в подростках основные личностные качества гражданина-патриота своего Отечества.
























Приложение №1
План работы

1день.
Заезд. Распределение по взводам.
Подготовка к открытию смены. Вечер знакомств
«Разрешите представиться».

2 день.
Учебные занятия.
Весёлые старты

3день.
Учебные занятия.
Торжественноеоткрытие смены.
Дискотека.
4день.
Учебные занятия.
Весёлые старты
«Гражданская позиция» (встреча с депутатами и представителями ТИК)

5 день
Учебные занятия.
Спортивные игры.

6 день
Учебные занятия.
Товарищеская встреча по футболу (между взводами).

7 день
Учебные занятия.
Тактическая игра на местности.
(совершение марш-броска).
8 день.
Учебные занятия.
КВН.
Дискотека.
9 день.
Учебные занятия.
Игра «Катастрофа».
Дискотека.
10 день.
Учебные занятия.
Просмотр фильмов.
Сдача норм ГТО.

11 день
Учебные занятия.
Товарищеские соревнования по игровым видам спорта(баскетбол).
Ночные тактические занятия.


12 день
Учебные занятия.
Соревнования по огневой подготовке.
Просмотр
фильмов.
13 день
Учебные занятия.
Игра «Зарница»
Дискотека.
14 день
Учебные занятия.
Соревнования по пейнтболу.
15 день
Учебные занятия.
Викторина «Славные истории страницы».

16 день
Учебные занятия.
Соревнования по спортивному туризму
17 день
Учебные занятия.
Соревнования по пейнтболу.
18 день
Учебные занятия.
Игра «Тропа разведчика»
19 день
Учебные занятия.
КВН.
Дискотека.
20 день
Подготовка к закрытию смены. Строевой смотр.

2 1 день
Закрытие смены
Концертная программа.
Прощальныйкостер.












































Приложение №2

Режим дня

08.00 – 08.10 Подъём.
08.10 – 08.40 Зарядка.
08.40 – 09.00 Утренний туалет, заправка постелей, приборка в палатках.
09.00 – 09.30 Завтрак.
09.30 – 09.40 Утреннее построение, подъем флага, развод.
09.40 – 13.10 Занятия.
13.10 – 13.30 Водно-гигиенические процедуры.
13.30 – 14.00 Обед.
14.00 – 15.30 Личное время.
15.30 - 16.00 Полдник.
16.00 – 19.00 Спортивно – массовая работа.
19.00 – 19.30 Ужин.
20.00 – 22.00 Конкурсные программы.
22.00 – 22.30 Вечерняя поверка, спуск флага, подготовка ко сну.
22.30 Отбой.




























Список литературы
Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996.
Бакаленко В. С. Подготовка солдата - разведчика. М.: Воениздат, 1962.
Баленко С. В. Школа выживания,чч. 1-2. М.: Зарубежное военное обозрение. 1992.
Бокс. Учебник. Под общ. Ред. Дегтярева И. П. М.: ФиС, 1979.
Бубнов И. А. и др. Военная топография. М.: Воениздат, 1964.
Буянов В. М. Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1994.
Бызов Б. Е., Коваленко А. Н. Военная топография. Для курсантов учебных подразделений. М.: Воениздат, 1990.
Вещунов С. С. Мотострелковое отделение в разведке. М.: Воениздат, 1987.
Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983.
Вперед, юнармейцы!: Методическое пособие Министерства образования РФ для организаторов военно-спортивных игр с обучающимися.- М., 2002.
Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание\ учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил РФ\ Под редакцией : В.А. Золотарева, В.В. Марущенко, С.С. Антюшина. – М.: издательство « Русь – РКБ», 1999.
Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. \ Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, В.В. Марущенко. М. 1999.
Дворкин А. Д. Стрельба из пневматических винтовок. М.: ДОСААФ, 1986.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.- М.: Военное издательство, 1994 .
Доценко Е. Л. Психологические манипуляции. М.: Че Ро, 1997.
Иванов С., Касьянов Т. Основы рукопашного боя. М.: Советский патриот, 1991.
Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы. – М.: ДОСААФ, 1989.
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург. АРД ЛТД, 1997.
Колибернов Е. С. и др. Справочник офицера инженерных войск. М.: Воениздат, 1989.
Коструб А. Л. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1990.
Котов И. В., Снустинов Г. К. Каратэдо дошинкан. М.: Х.Г.С.,1992.
Крысько В. Г. Секреты психологической войны. Мн.: Харвест, 1998.
Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Краснодар.: Советская кубань, 1996.
Линдер И. Б., Оранский И. В. Боевые искусства Востока. Маленькие “секреты” больших школ. М.: Каисса, 1992.
Линчевский Э. Э, Психологический климат туристской группы. М.: ФиС, 1981.
Малая война. Хрестоматия. Сост. А. Е. Тарас. Мн.: Харвест, 1998.
Медведев А. Н. Его величество “нож”. М.: Здоровье народа, 1994.
Медведев А. Н. Как дрались в НКВД. М.: Здоровье народа, 1993.
Мельников П. Е. Справочник морского десантника. М.: Воениздат, 1975.








13PAGE 15


13PAGE 14215






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915