Конспект к классному часу Удивительное путешествие по родному краю

Внеклассное мероприятие
Тема: «Путешествие по родному краю»
Цель: - Формировать у воспитанников знания о родном крае.
Задачи:
Образовательная:
- Раскрыть смысл понятия «малая родина», ознакомить воспитанников с наиболее значимыми местами (поселками);
Развивающая:
- Развитие мышления, устной речи, творческих способностей;
Воспитывающая:
- Воспитывать любовь, уважение и чувство гордости к своей малой родине.
Форма: Заочное путешествие
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- карты Росси, Ямала
- изображение транспорта (на доске);
- набор букв (Яр-Сале) – 5 штук;
- ягоды (бусинки) для игры;
- листы для самолетиков.
Оформление: Класс оформлен картинками с северными пейзажами, фотографиями родного поселка, людей Севера.
Ход внеклассного мероприятия
Организационный момент:
Звучат записи песен о родине, дети готовят свои рабочие места, раскладывают раздаточный материал. Дети рассаживаются по местам, звучит песни:
Елена Лаптандер – «Дом мой Ямал», «Яр-Сале»
Игоря Корнилова «На холодном Ямале»
Татьяна Лар «Ялякоко»
На фоне звучащей песни «С чего начинается родина» (тихо) ученик читает стихотворение И. Истомина «Мы на Севере Живем» (слайд – карта России)
Вы на карту посмотрите,
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем
Учитель И: - Какие замечательные слова. Ребята, вы, наверное, догадались, о чем сегодня у нас пойдет речь? Ну, кто из вас догадался?
Ответы детей:
Учитель И: - Молодцы! Правильно! Мы сегодня с вами отправимся в удивительное путешествие, где много нового и интересного о своей малой родине. (Слайд – Путешествие по родному краю)
- Как называется наша большая страна? Для этого вы должны угадать слово из 6 букв (Россия)
- Есть у нас еще маленькая родина, буквы тоже спрятались, и вы тоже угадаете, слово из букв – (Ямал)
- А начнем мы свое путешествие с нашего родного поселка.
- Кто скажет, как называется наш поселок? Кто не знает, на столе у вас есть набор букв (Яр-Сале),из них и попробуйте сложить название нашего поселка.
Задание «Собрать из букв слова»
Слайды о Яр-Сале, звучит отрывок песни любой песни о Севере
Учитель С:
Яр-сале – центр Ямальского района, главный поселок в нашем районе. А поселков в нашем районе 7, о них расскажу чуть позже.
Наш поселок расположен на реке Юмба (по ненецки Ёмбада), который впадает в Обь.
Слайд «Школы»
В поселке у нас есть школа, где работают талантливые педагоги, а дети принимают активное участие ив различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Слайд «Больница»
В поселке работает районная больница, куда приезжают лечиться со всего района.
Слайд «Объекты жизнеобеспечения»
В Яр-Сале также есть клуб, много магазинов, есть мясо перерабатывающий комбинат «Ямальские олени» - где делают вкусную колбасу, пельмени и другое, работает жилищное коммунальное хозяйство –откуда в наши дома идут тепло и свет и другие сферы жизнеобеспечения.
- В нашем Ямальском районе проживают и трудятся люди разных национальностей (9) слайдов:
Коренные жители – ненцы, ханты.
Другие национальности – русские, украинцы, татары, молдаване, марийцы, калмыки, киргизы, марийцы.
Раз мы с вами собираемся в путешествие, нам необходимо выбрать транспорт, на котором поедем.
На доске-оленья упряжка, буран, вертолет, моторная лодка, теплоход

Дети выбирают транспорт.(обсуждение на чем поедем в путешествие)-выбираем буран, сейчас зима, на нем быстрее, и можно наблюдать по пути

Учитель И: - Ну что ж поехали, ребята, заводите бураны, мальчики (изображают звук заводящего мотора)
2) Недалеко от нашего поселка верх по реке Юмба находиться маленький поселочек Сюнай-Сале (слайд), где рыбачат рыбаки.
- В этом поселке есть начальная школа, где учаться дети до 4 класса, а в 5 классе сюнайсалинские ребята приезжают учиться в Яр-Сале. Есть клуб, где все собираются по праздникам на концерты. Народ там очень дружный и все с радостью помогают друг другу.
- В Сюнай-Сале родился наш известный композитор Семен Няруй (слайд), который написал всем известные нам песни «Тэтэль-Вэтэль» (Спеть 1 куплет песни), «Сенгокоця» и другие песни.

Учитель С:
- Едем не долго, впереди на берегу оби появились огни – это поселок Панаевск – где основное население занимается оленеводством. В поселке есть школа, больница, клуб и другие объекты жизнеобеспечения.
В этом поселке родился известный художник Леонид Лар (слайд портрета и его работ) его работы очень известны.

Учитель И: - Не устали, не замерзли. Зимы то у нас долгие, холодные – давайте проведем разминку – Физкультминутка.

Щеки замерзли - мы их потрем,
руки замерзли - мы тоже потрем,
ноги замерзли - побегаем, попрыгаем,
Садимся на свои места

Еще в Панаевске родилась известная всему Ямалу и России певица Елена Лаптандер. Давайте немного отдохнем и послушаем песню нашей известной землячки – Елены Лаптандер (Сихиртя не ню)
4) Отдохнули, теперь едем дальше. Мальчики, заводите бураны (изображают звук заводящегося мотора)
- Ой, что там, на высокой красивой горе? – Это встречает нас рыбацкий посёлок Салемал (Слайд – Салемал) – самый южный посёлок нашего Ямальского района, где основным занятием людей является рыболовство. Природа там очень краисвая – посёлок окружен лесом. Летом растёт очень много ягод – (Слайд – голубика, брусника, черника, красная смородина и конечно морошка)
Шла красавица - природа
По зелёной тундре.
Загляделась на озёра,
Потеряла бусы.
Соберите бусы, дети,
И отгадку дайте
Как названье этих ягод?

Игра-соревнование между 2-мя участниками «Кто быстрее соберёт ягоды»

Учитель С: -Возвращаемся обратно в Яр-Сале. Оттуда мы продолжим своё путешествие.
А пока ребята, вспомним, у нашей страны есть определённые символы – флаг и герб (показать герб и флаг России). Скажите, что за символы перед вами (ответы детей). Правильно молодцы!
У нашего района тоже есть символы – это флаг и герб района, на котором изображены голова оленя, рыбы в воде – это говорит о том, что главным богатством нашего района являются олени и наши водоёмы богаты рыбой.

Учитель И: Ну что ж, ребята продолжим путь. Заводите моторы. Сейчас поедем на север.
5) - В 4-х часах езды, на берегу Обской губы нас встречает посёлок Новый Порт – не большой рыбацкий посёлок, где также трудятся – учителя, врачи, строители и люди других профессий.
В Новом Порту находится самый большой в России мерзлотник (Слайд), т.е. подземный ледяной дворец, где хранят выловленную рыбу.
- Ещё в Новом Порту родился известный ненецкий поэт Леонид Лапцуй (Слайд) автор многих поэтических произведений и книг о севере и его людях
- «Песни мои детям», «Едэйко» (показать книги) и др.

- Послушайте отрывок из поэмы «Едэйко» 0 б класс
1) Ждали вертолёта школьники с утра,
Северному лету кончилась пора
Книжки и тетрадки в сумках у ребят
Полетят детишки в школу-интернат

И ещё в Новом Порту родилась женщина – учёный, кандидат педагогических наук и жена Л. Лапцуя Е. Г. Сусой (Слайд), - автор учебников по родному языку, по которым вы учитесь (Показать учебники).


5)Учитель С:
- Что ж, продолжим путь, впереди нас ждёт посёлок Мыс Каменный (Слайд) Пэ – посёлок газодбытчиков и лётчиков.

- Раньше, совсем недавние времена в Мыс Каменном был большой аэродром, куда садились большие самолёты.
- И поэтому мы с вами поменяем средство передвижения, полетим на самолёте в следующее место. Нам нужно смастерить самолёты.

Конкурс «Кто быстрее смастерит самолёт» и раньше всех прилетит на следующее место.

7)Учитель И: - Ну вот, мы с вами прилетели в самый северный посёлок нашего района, посёлок Сё-Яха (Слайд) – расположен в средней части полуострова Ямал, на реке Сё-Яха, которая впадает в Обскую губу.
- В посёлке Сё-Яха также есть школа, участковая больница, работает торговля, клуб, пожарная часть и др.

- Основным занятием тундрового населения нашего района является – оленеводство, охота, рыболовство (Слайд)

Учитель С:

- Хоть и суров климат нашего края, всё же богат её животный и растительный мир. Но об этом поговорим в другой раз.

Поведение итогов.
И: -Что нового вы узнали?
С: -В каких местах мы с вами побывали? (Кто забыл, смотрите свои записи)
И: -Скажите, в нашем районе живут одни ненцы или рядом с нами ещё проживают другие народности? Какие?

Рефлексия
С: Вам интересно было на занятии?
- Если понравилось – одну ладошку.
- Если не понравилось – то ладошку не поднимаем.
И: Какое настроение у вас было во время занятия?
- Если хорошее настроение – то поднимаем вторую ладошку.
- Если вам было плохо на занятии – то ладошку не поднимаем.
С: Теперь, кто поднял сразу две ладошки – хлопаем самим себе за хорошую работу.

И: На этой счастливой ноте заканчиваем наше занятие (Звучит песня Е. Лаптандер – (О Ямале, Яр-Сале..))

Благодарим за внимание! (Слайд)






15