Исследовательская работа на тему Заброшенный канал


ЗАБРОШЕННЫЙ КАНАЛ(История строительства и эксплуатации Обь–Енисейского канала)
2Работа выполнена ученицей МБОУ Отрадовской СОШ Мартюшевой Ириной.Руководитель: Ядренцева О.В. Цель исследования Показать историческую ценность судоходного Обь-Енисейского канала, построенного более ста двадцати лет назад в центре Сибири, соединяющего две великие реки. 3 4Что такое история России? 5 Становление России, как великой державы, напрямую зависело от системы речных путей сообщения и строительства шлюзов и каналов, соединяющих эти реки. 6В течение нескольких веков людей не покидала мечта соединить две великие сибирские реки – Обь и Енисей 7В 1882 году началось строительство Обь-Енисейского соединительного «водного пути» 8Строительство растянулось на десять лет и закончилось в 1892 году. 9В конце XIX века каналом проехал французский ученый и публицист Жюль Легре.В своей книге «По Сибири» он написал:«Из-за отдаленности от всякого центра цивилизации металла здесь употреблялось как можно меньше. Шлюзы построены целиком из дерева. Камень, которого здесь невозможно найти, не употреблен. Я бы никогда не поверил, что можно придать деревянным кессонам, заполненным землей, такую прекрасную водонепроницаемость и сопротивляемость. Не могу скрыть радостного удивления, в которое повергает меня такая серьезная работа, выполненная, несмотря на всякого рода трудности в болотистом лесу, среди комаров и лихорадки.» Он эксплуатировался в течение 15 лет до начала XX века.В 1919 году, отступавшие под натиском Красной Армии вдоль трассы канала колчаковцы, взорвали часть шлюзов и сожгли большинство вспомогательных сооружений. Однако, канал не погиб. В 1926 году каналом прошел пароход «Тобол» и винтовой пароход «Енисей». В конце апреля 1942 года три 75-сильных парохода «Капитан», «Механик», «Пограничник» и газоход № 25 отправились каналом в рейс с Енисея на Обь. Три с лишним месяца прорывался караван в Обь.В 1947 году по каналу была совершена переброска двух паровых катеров из Енисея в Обь.Последний раз! В 1964 году каналом прошли шесть катеров, построенных на верфи в Колпашево, по заказу рыбаков Восточной Сибири. 10 О современном состоянии канала знают только редкие туристы, посещающие эти места.11 12 На двух байдарках группа туристов преодолела 450 километров нелегкого пути, на веслах прошла по девяти рекам, прорвалась через 14 старых, полуразрушенных шлюзов, несметное количество заломов, завалов, корчей. Заметки об этом путешествии и легли в основу презентации Русло реки узкое и извилистое. Плывем словно в длинном коридоре: взгляд проникает в чащу едва ли не на полтора-два метра. Вот он первый шлюз! Ломоватый!13 Сибирские мастеровые, умевшие на слух определить долговечность бревна, построили шлюзы, которые даже сейчас, через сто лет, выглядят прочно и внушительно, разве что почернели от времени. 14 Препятствия не были однообразными: мели на реке сменялись завалами, заломами, корчами. Единственные, кто присутствовал постоянно – злобные комары.15 Шлюз Новый стан, где давным-давно был поселок строителей и заросшее кладбище. Большой чугунный крест. «Первый лоцман Обь-Енисейского водного пути Порфирий Ципиряев по реке Кети умер 28 ноября 1889 г.» 16 Прошли, прорвались по рекам Кеть, Озерная, Ломоватая, Язевая и вышли в озеро Водораздельное.17 Озеро заилилось: вместо воды сплошное месиво из грязи и болото. 18 Восьмикилометровый канал поразил красотой. Метров двадцать ширины, прямая, как стрела, рассекая надвое тайгу, уходит за горизонт водная дорога с твердыми, высокими берегами.19 Потом были шлюзы Марьина грива, Безымянный, Александровский и реки Малый Кас, Большой Кас и наконец Енисей.20 Но о канале не забыли совсем Были попытки восстановления канала, разрабатывались проекты улучшенного варианта Обь-Енисейского водного пути.ЗаключениеНаша презентация имеет цель напомнить людям о волнующих вехах истории России, о деяньях наших предков.21 А пока еще в глухой тайге, в болотах стоит величественный памятник мужеству и умельству сибирских мастеровых – деревянные стены шлюзов Обь-Енисейского канала.22