Презентация по географии Волго — Вятский район


Состав: Нижегородская, Кировская области; Республики Марий Эл, Чувашская, Мордовская.Территория - 263,4 тыс кв. км.Население - 8,444 млн чел.Расположение - Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции. Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таежной и южная — в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы.Главные природные ресурсы района: фосфориты Вятско-Камского месторождения, лесные ресурсы, строительные материалы - гипс, известняки, стекольные пески, глины, цементное сырье, водные ресурсы, каменная соль, торф и горючие сланцы. Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства. В западной части района наиболее плодородные почвы (встречаются и черноземы), в лесной части преобладают бедные подзолистые почвы. Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России.Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7%, в том числе в материальном производстве занято 69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%.|/В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с многоотраслевой структурой хозяйства. Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства составляет 38,2%. В Волго-Вятском регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение .Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение. Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации - электротехническая промышленность. Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах региона.Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу.Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофеле, зерновом растениеводстве, льноводстве.Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района. Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта -- железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок.Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок.В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России. Нижний Новгород был основан в 1221 году как крепость у слияния судоходных рек- Оки и Волги. Город находится в Волго-Вятском экономическом районе, является крупнейшим промышленным, транспортным узлом района. Нижний Новгород-город- миллионник, занимает 4 место.Нижний Новгород находится на пересечении железных дорог. Через город проходят транзитные нефте-и газопроводы. Природные ресурсы небогатые. Имеются водные ресурсы Волги , строительные материалы –песок, глина. Отраслями специализации являются:Машиностроение: автомобильное- завод «ГАЗ»; авиационное- самолеты; заводы, производящие телевизоры, дизели; судостроение- завод «Красное Сормово» ( суда типа река-море, суда на воздушной подушке);Химическая промышленность. Центры: Нижний Новгород, Дзержинск;Нефтеперерабатывающая промышленность. Центры: Нижний Новгород, Кcтово;Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность. Центры: Чкаловск, Правдинск, Балахна.Вспомогательные отрасли: Черная металлургия – Нижний Новгород.Стекольная- г. Бор.Электроэнергетика- Горьковская ГЭС, ТЭС – в Нижнем Новгороде, Кстово. Чебоксары -столица республики Чувашия. Расположен на реке Волге, на правом берегу. Через город проходят железная дорога, автомагистрали, нефте-и газопроводы. В Чебоксарах проживает 460тыс. Человек ( на 2000г.).В состав Чебоксарской агломерации входит г.Новочебоксарск, который возник при строительстве Чебоксарской ГЭС. Отраслевые специализации Чебоксарского промышленного узла являются:Машиностроение – тракторный завод;Химическая ( военная ) промышленность- г.Новочебоксарск;Нефтеперерабатывающая – г.Новочебоксарск;Текстильная ( трикотажно-чулочная фабрика) – г. Чебоксары;Гидроэнергетика- Чебоксарская ГЭС;Пищевая промышленность (производство пива). Йошкар- Ола -столица республики Марий- Эл. Город расположен в Заволжье. Население составляет 249 тыс. человек.Через Йошкар- Олу проходит железная дорога.Природными ресурсами республика небогата.Отраслями специализации являются:Машиностроение ( радиозаводы, приборостроение, электротехническое).Преобладает трудоемкое машиностроение, в основном, военное. Саранск- столица Мордовии. Через город проходит железная дорога, нефте-и газопроводы.Природными ресурсами территория небогата.Использует в основном привозное сырье и топливо.В Саранске развиты:Электротехническая промышленность; 2) приборостроение, производство светотехники- точное машиностроение. Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе.