Выступление перед учителями начальных классов


Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Предлагаю вашему вниманию выступление по теме «Единство требований к учащимся на уроках математики при переходе из начальной школы в среднее звено», которая, на мой взгляд, тесно переплетается с вопросами преемственности.
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Для успешного обучения необходимы следующие умения:
– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться
справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы
Учащиеся по окончании 4 класса по предмету «Математика» должны уметь:
- вести счёт, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в
случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления с многозначными числами;
- определять порядок выполнения действий в числовых выражениях;
- воспроизводить наизусть соотношения между единицами измерения
длины, площади, массы, времени, сравнивать их;
- различать геометрические фигуры, изображать на бумаге с помощью
линейки многоугольник, вычислять периметр и площадь прямоугольника;
- решать текстовые задачи, раскрывающие смысл отношений: «меньше на
/ больше на»; «меньше в / больше в»;
- решать простые задачи всех видов;
- решать составные задачи в 2-3 действия.
«Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Пример такого задания: «на рисунке изображены четыре одинаковых коробки с цветными карандашами. Одна коробка раскрыта и видно количество находящихся в ней карандашей. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения». Во многих учебниках математики имеется небольшое, к сожалению, число заданий по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.
Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.
Какие же цели и задачи стоят перед учителем, преподающим математику? Начну с начальной школы. В начальной школе первая и всеми признаваемая цель - научить элементарным приемам и навыкам счета. Вторая, не менее важная, - обеспечить успех каждому ученику. Успешность или неуспешность ученика в начальной школе во многом определяет его отношение к учебе, к школе вообще, и иногда всю его дальнейшую судьбу. Третья цель (в равной степени относящаяся и к средней школе) - привить вкус и любовь к интеллектуальной деятельности, обеспечить возможность творческого, поискового подхода к тому, чему его учат. В средней и старшей школе цели, конечно, шире, и одна из главных целей, как мне кажется - научить ребенка понимать, что мир сложен, но не хаотичен; что то, что мы изучаем (и как мы изучаем), - это всегда модели сложного, но реального; и, наконец, что любая модель действует в ограниченной области, и очень желательно знать границы применения модели.
Основные недочеты в математической подготовке учащихся 4 классов
Недостаточное овладение основными теоретическими положениями
Замедленный темп вычислительной работы (как устной, так и письменной)
Ошибки в вычислениях, неумение самостоятельно применять рациональные способы вычислений
Неумение обосновывать ход и этапы решения задачи
Ошибки в оформлении записи решения различных задач
Неумение решать несложные задачи в косвенной форме
Неумение решать задачи на составление уравнений
Неумение самостоятельно выбирать способ решения задачи
Неумение рационально организовать свой учебный труд
Далее хочу предложить вашему вниманию работы учащихся 5 классов, содержащие типичные ошибки, а именно: неверно подписаны друг под другом числа при сложении и вычитании; неправильно найдены компоненты действий сложения и вычитания при решении уравнений; неверно выполнена проверка при решении уравнения; неверно решены косвенная задача, задача на сравнение чисел и задача с геометрическим содержанием (нахождение сторон треугольника и его периметра).
Так же хочу предложить вашему вниманию письменные работы, которые не только верно решены, но и грамотно оформлены: проверка к уравнению записана в две строчки; решение уравнения записано столбиком со знаками препинания; все вычисления выполнены справа от собственно решения уравнения; верно составлены уравнения к задачам; верно переведены большие единицы измерения в меньшие и верно решена косвенная задача; при нахождении значения выражения с переменной верно применены переместительный и сочетательный законы сложения.
В связи со всем вышеизложенным уместно, на мой взгляд, дать рекомендации учителю, работающему в 5 классе, и учителю начальных классов, выпускающему 4 класс.
А если немного отступить от нашей темы, то хочу высказать свою точку зрения: работа учителя начальных классов, по-моему, одна из самых сложных и трудных, и каждому из них надо при жизни поставить памятник.
Возвращаясь к теме нашего разговора, необходимо отметить, что новая образовательная парадигма требует новых форм в решении проблемы преемственности. Сегодня эта проблема актуальна, так как необходимо определить общие принципы преемственности между ступенями образования.
Успешность адаптации школьника к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития познания, когда новое сменяет старое, сохраняет некоторые его элементы.
Период адаптации считается сложным для всех участников образовательного процесса. Для учащихся начинается новая учебная деятельность: изменения в организации обучения, смена его форм и методов, режима дня, увеличение нагрузки. В организме ребенка происходят психолого-физиологические изменения, которые влияют на учебную деятельность.
Адаптационный период пятиклассника неограничен временными рамками. В силу физиологии в этом возрасте дети нацелены на общение, а не на обучение. Поэтому на этом этапе важно сохранить у учащихся мотивацию к учению, стремление к познанию, умение трудиться, быть инициативным, ответственным.