Внеурочная деятельность Удивительный мир книги


Внеурочная деятельность
«Удивительный мир книги»
_____3 «В»_____класса МБОУ СОШ № 92
Романовская И.С.2015-2016 учебный год___
(Ф.И.О. классного руководителя)
Пояснительная записка
Цель программы:
доказать, что книга – самое удивительное чудо на свете
Задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного.
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
Общая характеристика программы
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Результативность, применяемой программы:
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Место программы в учебном плане и внеурочной деятельности
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся 1-4 класс, занятия проводятся один раз в неделю. Таким образом, на 1 год обучения приходится –34 часа.
В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения сочинений, инсценирования, - стало особенностью программы.
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Удивительный мир книги»
В результате обучения учащиеся овладеют:
Содержание программы «Удивительный мир книги» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
Будут сформированы:
-оценивать простые ситуации и поступки как хорошие и плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;
-доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;
-формирование умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуация неуспеха;
- умение находить выходы из конфликтных и спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия
Научится:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
1 Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия
Научится:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные универсальные учебные действияНаучится:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Чтение. Работа с текстом
(метапредметные результаты)В результате обучения ученики приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Научится:
-  находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
-  соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном или прослушанном тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Предметный результат:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы внеурочной деятельности «Удивительный мир книги»
Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Особый акцент предполагается сделать не только на разнообразную работу с книгой, но и на вовлечение детей в деятельность, связанную с инсценированием прочитанного и изученного. В первый год обучения широко используется игровая заинтересованность детей. В дальнейшем она должна сочетаться с театральной деятельностью. Театрализация способствует формированию творческой личности ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.
3 год обучения
«Что я читал летом». – 3 часа
Защита читательских дневников; систематизировать книги по авторской принадлежности; составлять список прочитанных книг; иллюстрирование прочитанных летом книг.
«Золотая волшебница- осень» – 3 часа
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений; русских композиторов И.А.Бунин «Листопад», «Первый снег». Стихи С. Есенина. А. Блок «Гроза прошла», Майков «Ласточка примчалась…», «Осень».
Игра «Лего-чтение» – 3 часа
Моделирование рассказа, сказки.
Посещение библиотеки. « День новой книги».- 4 часа
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста;
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
овладевать правилами поведения в библиотеке.
Писатели – юбиляры.- 3 часа
По календарю знаменательных дат; работать самостоятельно с
Книгой;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
«Лучшие сказки 20-века».- 3 часа
Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом
А потом выставляют их на полку;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Конкурс кроссвордистов. – 3 часа
Составить кроссворд по произведениям детских писателей. Самостоятельная работа с книгой, аргументированное мнение о выбранной книге.
Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.- 3 часа
Сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; читать, пересказывать сказки, иллюстрировать их.
Сочиняем загадки.- 3 часа
Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.
Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».- 3 часа
Работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Фотоконкурс «Я читаю!»- 1 час
Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.
Современные детские журналы и газеты.- 2 часа
Подготовить рекламу журнала по мини-группам.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, форм организации образовательного процесса.
Тема Вид деятельности Личностный результат Метапредметный результат Предмет
ный результат
Личностные универсальные учебные действия УУД:
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные 1.«Что я читал летом».
Высказывать предположения с прочитанным содержанием. Защита читательских дневников.
-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
-восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-осуществлять поиск необходимой информации;
-строить понятные для партнёра высказывания;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Получат представление о библиотеке, научатся рассказывать о своей домашней библиотеке.

2.«Золотая волшебница- осень»
Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов.
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
-осуществлять поиск необходимой информации;
-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта;
- различать стихотворный и прозаический тексты;
3. Игра «Лего-чтение»
Моделирование рассказа, сказки.
-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;
-воспринимать на слух художественные произведения разных жанров;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;
-воспринимать на слух художественные произведения разных жанров;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Планировать работу с произведением
4.Посещение библиотеки.
« День новой книги». Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста.
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. -отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
-осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
5.Писатели – юбиляры. По календарю знаменательных дат.
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; -отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
-составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
6.«Лучшие сказки 20-века».
Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; -уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
7.Конкурс кроссвордистов.
Составить кроссворд по произведениям детских писателей. -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
8.Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.
Подготовка и проведение утренника. -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
9.Сочиняем загадки. Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
-осознавать значимость чтения для личного развития;
10.Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».
Подготовка рекламы журнала
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. -отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; -осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
11.Фотоконкурс «Я читаю!»
Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. -уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
12.Современные детские журналы и газеты. Подготовить рекламу журнала по мини-группам. уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; -отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
-составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
Используемая литература
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред.
Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва,
2006
3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. –
Москва, Дрофа, 1999
5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 зазнания», 2006
6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного
мероприятия. – Калинин, 1988
7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь,
2005
8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. –
Москва, 2001
9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.:
АРКТИ – 2006
10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю.
Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль,
«Академия развития», 2006
14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству».
Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист»,
Москва, 1997
15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой
Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли,
утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва:
«ВАКО», 2006
17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва,
«ВАКО», 2006