Программа самообразования учителя биологии на тему Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях перехода на ФГОС ООО.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г.Хасавюрт
Программа самообразования учителя биологии
Тема: «Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях перехода на ФГОС ООО»
Учитель первой категории:
Зурхаева Э.И.
Данные учителя:
Фамилия Имя Отчество: Зурхаева Э.И.
Образование: Высшее,
Специальность: биолог, учитель биологии и химии
Место работы: МКОУ «СОШ № 8» г.Хасавюрт
Должность: учитель биологии..Год
Педагогический стаж работы Квалификационная категория Примечание
2016 - 2017 Первая 2017- 2018 2018- 2019 Актуальность самообразования учителя:
самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег Особенно это становится актуальным в условиях перехода на ФГОС ООО.
Цели самообразования:
- Систематизация накопленного опыта работы;
-Представление результатов профессиональной деятельности;
-Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;
-Оценка профессиональной компетенции;
Задачи самообразования:
-Повышение профессионального уровня;
- Достижение более высокие результаты в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);
-Развитие инновационного поведения, нового педагогического мышления;
-Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры.
Ожидаемые результаты:
Учитель должен:
приобрести знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;
осознать самообразование как постоянной потребности педагога.
В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.дСодержание и формы реализации программы
Направления Формы
Систематическое обучение -курсы,
-методические семинары, вебинарыПедагогическое общение -участие в работе ГМО учителей биологии,
-проведение открытых уроков,
-посещение открытых уроков коллег,
-участие в тематических конкурсах,
-сообщение докладов,
-презентации.
Практика -разработка методических материалов,
-обобщения педагогического опыта по теме самообразования,
-разработка уроков с внедрением темы самообразования.
Индивидуальная работа -Изучение методической литературы по теме,
-Знакомство с опытом коллег.
Примерный план
реализации программы на 2016-2019 гг.
№ п/пНаименование мероприятий Организационно-педагогические мероприятия Сроки реализации
1.     Научно-теоретическая подготовка
1.1 Развитие:
1.Знаний теоретических основ предметов . Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.
2. Знаний новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).
  1.Чтение научно-методической литературы по биологии и химии.
2. Обзор в Интернете информации по биологии и инновационным технологиям
3.Прохождение курсов повышения квалификации
4.Подготовка к работе в РПК по проверке работ по биологии в форме ОГЭ, ЕГЭ. Регулярно
1.2 Повышение квалификации по биологии. 1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.
2. Посещение уроков своих коллег.
3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии.
4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных
5.Участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся. В течение года
2.Методическая подготовка
2.1 Совершенствование: 1. Разработка конспектов уроков
2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.
3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов
4.Разработка комплекта олимпиадных  задач.
5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах Регулярно
2.2. Разработка программно-методического обеспечения
а) научно-методическая работа
 
 
 
 
  1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.
 
  В течение года
2.3. б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы 1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы, района и республики.
2. Выступление на заседании ШМО и ГМО с самоанализом
3. Общение с коллегами в школе.
4. Работа в школьной лаборатории В течение года, по плану ШМО и ГМО
2.4. в)Опытно-экспериментальная работа.
 
 
  1.Разработка программ
2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся
В течение года
3.Психолого-педагогическая подготовка
3.1 Совершенствование:
1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы
2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств 1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике.
2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии.
3.Изучение работы лучших учителей школы, города, республики Систематически
Примерный план
реализации программы на 2016-2019 ггНаправления Мероприятие
Сроки
Систематическое обучение 1)Семинары ГМО учителей биологии. в соотв. с планом ГМО
Педагогическое общение 1)Проведение открытого урока по биологии «Вода – созидание и разрушение»
с применением темы самообразования.
в соотв. с планом школьного МО учителей естественнонаучного цикла.
2) Организация обучающего семинара в школе «Новая дидактика современного урока в условиях ФГОС»
. В соответствии с планом работы МС
3)Посещение открытых уроков коллег. В течение года
Практика предварительная подготовка отчета по теме самообразования Индивидуальная работа 1)Посещение интернет библиотеки научной литературы.
2)подготовка к открытым мероприятиям
3)Приобретение методической литературы,
4)разработка уроков,
ежемесячно
в соотв. с планом МО
постоянно
Заключение
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.