Урок по русскому языку Имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).


Открытый урок
составила и провела
Мустафаева Л.Я.
Русский язык март 2013г
(3-й класс)
Тема. Имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).
Цели: расширять представления учащихся об антонимах, формировать умение подбирать к именам прилагательным слова противоположные по значению; способствовать формированию представлений о прилагательных-синонимах; развивать каллиграфические и орфографические умения и навыки, умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к изучению богатств языка.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Всем красиво подравняться
Начинаем заниматься
На меня все посмотрели
И красиво, тихо сели!
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Проверка дом. задания.
2.Работа над стихотворением.
Чтение стихотворения учителем.
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Ребята, о каком времени года идёт речь? (о весне)
-Мы начинаем урок со слова ВЕСНА, потому что весна как и русский язык богата чудесами, волшебством, тайнами.
-Выделите первый звук в этом слове.(В )
-Дайте характеристику этому звуку.
-Какой буквой на письме обозначается этот звук?
-Эта буква и будет хозяйкой нашей минутки чистописания.
(Подготовка руки к письму, проверка посадки, расположение тетради.)
1-я строка мин.каллиграфии.
Вв Ввв Вввв …
-Продолжите закономерность.
2-я строка (написание слова ВЕСНА)
Выбор зв. транскрипции к слову ВЕСНА
В е с н а ,в и с н а , в и с н а ,в э с н а .
-Сколько слогов в этом слове?
-На какой слог падает ударение?
-Какая орфограмма есть в этом слове? (безуд. гл.)
-Запишите рядом со словом ВЕСНА проверочное слово (Весна-вёсны)
-Как можно перенести это слово?
Чтение слов (на доске)
Весенний, весело, веснянка, веснушка.
Выбор родственных слов к слову ВЕСНА.
-К какой части речи относится слово ВЕСНА?
-Составьте словосочетания с этим словом по схеме
ПРИЛ. + СУЩ.
Работа с предложением.
Русый дождь на тонких ножках
перебежал дорогу нам
-Ребята, прочитайте запись сначала про себя, теперь вслух .Что можете сказать об этой записи? (Это предложение. В этом предложении есть им. прил.)Запись предложения в тетрадь.
-Какие задания вы можете выполнить с этим предложением? (Подчеркнуть орфогр., выделить грам. основу).
-Вспомните, какую работу с им. прилагательными мы выполняли на прошлом уроке? (подбирали слова близкие по значению – синонимы)
-Не всегда легко подобрать синонимы к слову, мы запланировали ещё потренироваться. Попробуйте подобрать синонимы к именам прилагательным из нашего предложения. Что поможет в выполнении этого задания? (Нам поможет правило о синонимах, если будет трудно, можно использовать словарь синонимов).
Русый – светловолосый, тонких – худых.
Закрепление знаний о прилагательных-синонимах.
Работа в группах.
-Продолжим работу с синонимами в группах. Пока вы отдыхали на перемене ВЕСНА принесла интересные задания. ( Карточки с заданиями трёх уровней. Дети объединяются в группы по цветам карточек)Физминутка.
3.Работа над новым материалом.
- Ребята, как вы думаете мы всё знаем о им. прилагательном?
-Почему вы так решили? (Ещё не все лепестки на нашей ромашке открыты).
- Расскажите, что вам уже известно.
-Сегодня мы узнаем новое о прилагательном и откроем ещё один лепесток.
Создание проблемной ситуации.
-Чтобы узнать новое о прилагательном, нам надо провести исследовательскую работу. Прочитайте запись про себя, а теперь вслух.
Сегодня холодный пасмурный день. Дует сильный ветер. Небо низкое и хмурое. Унылая пора.
- Какие мысли возникли? (Это текст. В нём 4 предложения)-Что скажете о выделенных словах?
- Какое настроение у вас вызывает этот текст? (грустное)
-Можно сделать так, чтобы оно изменилось? (можно заменить выделенные слова другими).
Разрешение проблемной ситуации.
-Подберите из «слов для справок» подходящие и прочитайте новый текст.
Сегодня тёплый солнечный день. Дует слабый ветер. Небо высокое и светлое. Счастливая пора.
-Что скажете?(настроение изменилось).
-Какие слова помогли нам создать такие непохожие тексты? (им. прилагательные)
Вывод.
- Прочитайте парами эти слова. ( холодный - тёплый, пасмурный – солнечный, сильный – слабый).
-Что можете о них сказать? (это прилагательные – антонимы)
-Как догадались? (они противоположны по смыслу)
Открывается ещё один лепесточек ромашки.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником. Упр. 492.
-По какому признаку идёт сравнение? (по цвету, по форме, по размеру, по высоте, по ширине).
Чтение правила.
5.Итог урока.
- О чём мы говорили на уроке?
- Что мы называем антонимами?
-Поиграем в игру «Наоборот»
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь…(низко)
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь …(близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты …(смельчак).
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай…(конец)!
Оценивание.
6.Дом. задание.(дифференцированное).
- Всем спасибо за работу на уроке.