Конспект урока по познанию мира в 4 классе на тему: Мой дом- моя семья


КГУ «Арзамасская средняя школа»
Предмет- познание мира, 4 класс
Сорокина С.В., учитель начальных классов
«Лучший урок»
Тема: Мой дом- моя семья
Цель: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия
Задачи:
-Формировать стремление достигать взаимного согласия и мира в семье;
-Раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»;
-Развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях;
-Воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.
Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ,упражнение, беседа, схемы,практическая работа); проблемно-сообщающие(объяснение с опорой на наглядность).
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ресурсы: постеры, конверты с заданиями, фломастеры, ручки, цветные карандаши, клей, карточки, текст притчи, ноутбук.Ход урока
Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
-Дорогие ребята!
Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось!
-Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку -
Поднимем настроение
Себе и другу.
-Давайте пустим по кругу искорку хорошего настроения. Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они? ( тёплые, мягкие , нежные, крепкие). А теперь поднимите руки выше, не размыкая их. Что получилось? (домики, крыши домиков).
-Вам уютно в наших домиках? Приветствие друг друга и пожелание
Деление на группы сменного состава по цвету стикера. (ФО)
1.Стадия вызова
Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Разъясняют смысл в своем понимании. (ФО)
Сегодня у нас необычный урок, нам предстоит построить Дом мечты, где все будут жить счастливо, в любви и согласии.
        Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверно, потому, что семьи были большими и дружными. В XV в. была написана замечательная книга «Домострой». Цитата из нее « О том надлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; но, нужно учесть, чтобы дом был открыт на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещается солнцем»
2.Осмысление
Как вы понимаете значение слова семья?
Как образовано это слово?
Высказывают свои ответы. Находят значение слова в словаре.
Семья - это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощи и ответственности друг за друга. (СО)
Погружение в тему
Создание постера.
1) Солнце: нарисуйте 8 лучиков и запишите ассоциации к слову семья
- Когда строят дом? (Когда надо где-то жить, когда создается семья.)
- Ребята мы поговорим сегодня о приятном- о семье. Семья - это самое главное в жизни человека. В каждой семье имеется глава - это отец или мать. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточенно в семье. Семья – это огромное счастье.
И за урок мы должны построить дом, посадить дерево, выполнить задания. Если вы справитесь с заданием, вы получите звёздочку счастья.
4250690000 - Что необходимо для того, чтобы было тепло и уютно не только в доме, но и в семье? (Учащиеся выражают своё мнение.)
( Самооценивание)
2.)Построим «Дом моей мечты».
Дети читают по одному четверостишью стихотворения И. Молчанова «7 главных правил». Во время чтения на доме в брёвнах записываются слова. В результате выстраивается дом.
Семь главных правилИ. МолчановаЧто значит для меня моя семья?Конечно – счастье и уют домашний,Семь правил обязательно храня,Лишь только семь, но очень-очень важных.Во-первых, это главное – любовь.Всем сердцем, и душою всей, и разумом.Не просто, чтоб бурлила страстью кровь,А трепетно, и каждый день по-разному.Второе – дети. Что за дом без них?Пустыня без колодца – не напиться.А дети – это жизнь, это родник.И продолженье рода. Пусть струится!Потом забота. Лишь онаОчаг семейный сбережёт от ветра.Старайся, чтоб с улыбкою веснаБыла всегда с тобою, а не где-то.Четвёртое – терпение. ОноПоможет пережить невзгоды, беды.И отогреет солнышком окно,Что инеем заледенело белым.А пятое – ответственность и домВ фундаменте семейном веский камень.Они помогут защитить любовь,От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое – уваженье. Только с ним Приобретёшь успех, признанье общее.Всегда, считаясь с мнением других,Научишь, чтоб с твоим считались собственным.И, наконец, седьмое – чистота.Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…Вот так я представляю свой очаг,Где я любима, счастлива где полностью.
Вывод: Дом и семья для каждого из нас- самое главное, самое нужное в жизни. И если там царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это и есть настоящее счастье. (ФВ)
- У нас с вами получились замечательные домики, но в них ещё никто не живет, чтобы здесь поселилось настоящее счастье – нам надо их заселить, а вот кем, вы мне и поможете.
Дети отгадывают загадки и заселяют домик. (вырезаны картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки ).
- Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит и заботится о вас, не смыкая ночью глаз. (мама)
- Ему взберусь на плечи, и площадь вся видна, и лучше нет на свете лошадки для меня. (папа)
- Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? очень модная девчонка, моя старшая (сестренка)
- Я у мамы не один, у нее еще есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он старший ( брат)
- Кто веселый карапузик? шустро ползает на пузе, удивительный мальчишка, это младший мой (братишка)
- Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый (дед)
- Кто ж носки нам свяжет, сказку старую расскажет, с медом даст оладушки, это наша (бабушка)
- Мамы старшая сестра- с виду вовсе не стара, с улыбкой спросит “как живете”? кто в гости к нам приехал? (тетя)
- Кто же с маминой сестрой приезжает к нам порой, на меня с улыбкой глядя, “здравствуй”, говорит мне (дядя)
Физминутка
- Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть во время разминки. Слушайте задание и выполняйте.
-Те, у кого есть брат или братишка, встаньте и хлопните в ладоши.
-У кого есть сестра или сестренка помашите над головой руками.
-Кто помогает дома близким, встаньте , хлопните в ладоши.
-У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
-Хлопните те, кто любит свою семью.
Учащиеся слушают учителя и выполняют заданные движения. «ФО»
3) «Семейные мудрости»                                                                                  
    О родном доме сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, пословиц. Я приготовила вам пословицы, связанные с семьёй, давайте подберём  их продолжение из второго столбика.
«Семейные мудрости»
   Где мир и лад,
Вся семья вместе,
Не дом хозяина красит,
На что и клад,
Любовь да совет,
Семья – печка: там и Божья благодать.
так и душа на месте.
а хозяин дом.
коли в семье лад.
так и горя нет.
как холодно все к ней собираются.
4) - В каждой семье есть свои радости и проблемы. Случаются и конфликты. Что такое конфликт?
Давайте попробуем разрешить конфликт в своих семьях.
Каждая группа получает карточку с проблемной ситуацией в семье.После обсуждения учащиеся в виде сценки предлагают свои пути решения.Самостоятельно приходят к выводу, что любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позицию родителей, прислушаться к их аргументам.
Обыгрывание ситуаций
1 гр: Дочь (сын) плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с ребенком.
2 гр: Дочь(сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сейчас сделать это нет возможности.
3гр: Семья купила собаку. Но произошли разногласия в выборе клички для собаки.
(Взаимооценивание групп)
Вывод: У каждой сложной ситуации всегда есть выход.
5)- Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово…
-Как вы думаете, что за слово было написано на листе? (ПОНИМАНИЕ)
- Благополучие каждой семьи важно для общества. По достатку в семье, по ее благосостоянию судят о процветании общества. Семья- обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под защитой государства. В Казахстане приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ее главные обязанности- Семейный кодекс. Брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства (ст. 2).
Заслушивают выступление учителя.
III.Рефлексия
-Можете ли вы назвать членов своей семьи на других языках?
Зачем люди создают семьи?
Главное предназначение семьи:
• Продолжение рода.• Появление новых поколений.• Развитие общества.
Составьте синквейн на тему «Семья».
а) Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому – то или чему – то.
Пятая строка – одно слово, чаще существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием
Образец.
Семья
Надёжная, крепкая
Защищает, оберегает, любит.
В счастливой семье - счастливы дети
Очаг
б ) -Наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви».
Перед учащимися лежат сердечки. Ребята записывают пожелание на сердечке и прикрепляют к дереву , получается «Дерево счастья и любви».
- Нам удалось в достаточно короткий срок посадить дерево, построить дом, выполнить множество различных заданий. Надеюсь, сегодня не осталось равнодушных ребят и каждый из вас заслуживает звёздочку счастья. Но покидая отчий дом, вам необходимо взять с собой Рюкзак в дорогу. Что возьмёте с собой?(любовь к близким, уважительное отношение, доброту, тепло, заботу, взаимопонимание, терпение….)
Семья — это самое дорогое, что у нас есть. Я желаю вашим семьям: мира, добра, верности, любви, терпения, уважения, взаимопонимания, достатка. –(Формативное суммативное оценивание)