Конспект урока по окружающему миру Ты и твоя семья (1 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оршанская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс
«Мой лучший урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»
Ты и твоя семья
Урок окружающего мира в 1 классе
УМК «Школа 2100»




Маклакова Алена Витальевна, учитель начальных классов
Оршанка
22 ноября 2016 года
Паспорт открытого урока
1.Класс: 1в
2.Продолжительность урока: 35 минут
3.Место проведения: 44 кабинет
4.Учебный предмет: окружающий мир
5.Тема: Ты и твоя семья.
6.Тип урока: урок введения новых знаний.
7.Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.
8.Задачи:
Образовательные:
1) уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
2)помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
Развивающие:
1) развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
2)совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой.
Воспитательные:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;
2) воспитание трудолюбия, содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней; формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.
Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формировать умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение слушать и понимать других;
2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формировать умение определять цель деятельности на уроке;
3) формировать умение осуществлять личностную рефлексию.
9.Основной дидактический метод – словесный метод обучения
10. Частные методы и приемы – беседа, игровой прием, работа в парах, работа с интерактивной доской, просмотр видеоролика, работа с картинками.
11. Дидактические средства: компьютер, интерактивная доска
12. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
13. Использованные источники:
Для ученика:
Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. Часть 1.- 3-е изд., перераб.-М.:Баласс; Школьный дом, 2011.-96с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс/А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – Изд.2-е – М.:Баласс, 2014. – 80с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Для учителя:
Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. Часть 1.- 3-е изд., перераб.-М.:Баласс; Школьный дом, 2011.-96с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011. - 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Интернет-ресурсы:
http://www.5plys.ru/sov_tvoya_semya.htm - занимательный сайт для школьников "5 + точка ru"/ Ты и твоя семья.
http://www.razumniki.ru - раннее развитие детей (детские стихи про семью)
http://images.yandex.ru - сайт фотографий из жизни семьи
План урока
Организационный блок
Актуализация знаний и формулирование темы урока
Постановка проблемного вопроса
Совместное открытие нового
Работа со стихотворением
Работа в тетради с.29 №4
Работа с картинками на слайде
Просмотр видеофрагмента
Физкультминутка (Игра «Уголки»)
Первичное закрепление
Работа с учебником с.66
Работа в парах (тетрадь с.29 №3)
Рассказ о семье подготовленных заранее учеников
Итог урока
Рефлексия
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Формируемые УУД
I. Организационный этап
 
 
 
 
 
 
 
  
Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: - Доброе утро! 
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Заливистый школьный звонокПозвал опять на урок.Будьте все внимательны,А еще старательны!Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать наша любознательность.  
 
 
 
 
II.Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь "Я"!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите! (Слайд 1)
- Что означают эти удивительные семь Я? (Семья)
- О чём мы будем говорить на уроке? (О семье)
- Верно. Мы будем говорить о семье, о вашей семье.
- Какова тема урока? (Предположения детей)
- Тема нашего урока: "Ты и твоя семья" (Слайд 2)  
Личностные Самоопределение к деятельности; Коммуникативные
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формировать умение определять цель деятельности на уроке;
III. Постановка проблемного вопроса
 
 
 
 
 
 
Мы уже сказали, что слово «семья» произошло от удивительных слов: «семь» и «Я».
Семь – это таинственное и волшебное число.
- Давайте вспомним, где мы встречали это число? (7 цветов радуги, 7 чудес света, семеро козлят, 7 дней недели, 7 гномов)
- Да, число семь встречается очень часто.
- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?
( вывешиваю табличку)
СЕМЬЯ
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос «Что такое семья?»
- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа.
- Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.
- Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.
- Помогать нам, как всегда, будут наши старые знакомые. (Слайд 3)
- Вы их узнали? Кто они? (Лена и Миша)
- А это их семья.
- Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.  Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других;
 Регулятивные УУД:
формировать умение определять цель деятельности на уроке;
 
IV. Совместное открытие нового
Работа в тетради с.29№4
Работа с картинками
Просмотр видеофрагмента - Сейчас вы перечислили членов семьи.
- Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны.
- Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Очень люблю, когда все собираются. Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамой, папа и я, Мы называемся вместе - ...
- Каких членов семьи перечислили в четверостишии?
- О ком не упомянули в этом стихотворении? (О дедушках, братьях, сестрах, племянниках)
- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?
- Чем различаются семьи? (Составом)
- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.
Итог: - Так, кто же является членами семьи?
- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи
Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папа,Этот пальчик - мама,Этот пальчик - Я.Вот и вся моя семья.(вывешиваю на доску карточки)
мама, папа, дети, бабушки и дедушки
- Итак,  семья - это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.- А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится?
- Я предлагаю вам поиграть в игру "Кто кому кто?" и на примере семьи Лены определить родственные связи.(Слайд 4 – работа с интерактивной доской))
- Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4
- Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и вписать его в пустой прямоугольник.
- Если кто-то затрудняется в написании имени, можно поставить только первую его букву.
(Проверка)
Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится.
Итог: Давайте уточним значение слова "семья"? Семья - это близкие  родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки. И у нас появляется следующая табличка.
Родственники
- Семьи есть не только у людей, но и у животных.
- Кто изображён на этих фотографиях? (Слайд 5)(Животные)
- Можно ли назвать их семьёй? (Да, потому что изображены мамы и малыши.)
- Кто изображён на этих фотографиях? (Слайд 6) 
- Что объединяет семьи людей, и семьи животных? Узнать это вы сможете, посмотрев фрагмент из жизни животных. (Просмотр видеоролика)
- Так что их объединяет? (забота)
- А что еще объединяет членов семьи?
- Выберите соответствующие таблички. ( Выбирают таблички "нежность, забота, любовь, ласка")
Итог: Что же может объединять членов семьи? Эти качества, как лучики солнца, греют семью.
- Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.
- А вы всегда слушаетесь своих родителей?
Пусть никто не удивляется,
Если мама обижается.
Детям и взрослым должно быть ясно,
Что обида никогда не бывает напрасной.
- Вы согласны с этим мнением?
- Что может послужить причиной маминых огорчений? (Непослушание, плохие оценки, разбросанные игрушки)
- Что нужно делать, чтобы мама никогда не огорчалась?
Итог: - Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?
- Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка. (Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.) Познавательные УУД:
формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение слушать и понимать других;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
V.Физкультминутка - А ещё от своих родителей ребенок наследует внешние черты, особенности поведения, склонности и способности.
- А сейчас поиграем в игру, которая называется "Уголки".
Встаньте: - в правый угол --- - кто похож на маму?
- в левый угол ---- кто похож на папу?
- ко мне ---- кто похож сам на себя?
в правый угол --- у кого есть сестрёнки?
в левый угол --- у кого есть братишки?
к двери ------ у кого есть и братишки и сестрёнки
к окну ---- у кого пока никого нет?
Все ко мне ----- кто любит свою семью, дорожит ею!
VI. Первичное закрепление
 
 
 
 Работа с учебником с.66
 
 
 
Работа в парах (тетрадь с.29№3)
Рассказ о семье подготовленных заранее учеников - Да, вы счастливые дети!
- Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, что-то очень и очень важное:
- Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши. 
- Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66
- Это один из выходных дней.
- Чем заняты взрослые и дети? (Выполняют домашнюю работу)
- Кто готовит завтрак? (Мама)
- Чем занимаются остальные члены семьи? (Лена помогает маме, а Миша помогает папе.)
- Как проходил семейный вечер? (все вместе отправились гулять в парк)
- После чего решили зайти в гости к бабушке и дедушке и предложить им коллективный поход в кино.
- Но, чтобы успеть в кино, необходимо помочь им справиться с домашней работой.
- Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.(Слайд 7 – работа с интерактивной доской)
- Как вы думаете, почему им удалось, быстро справиться с этой работой? (Потому что они помогали друг другу.)
- Можно эту семью назвать счастливой? Почему? (Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.)
- Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось?
- Кто нам поможет прочитать?
- Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника.
- Значит, рассуждали мы с вами верно.
- Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье?
(учитель вывешивает табличку)
помогают друг другу
- А, сейчас вы послушаете рассказы о вашей семье.
- Можно назвать эту семью счастливой? Почему?
 Познавательные УУД:
формировать умение на основе анализа объектов делать выводы; формировать умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Коммуникативные УУД:
Формировнаие умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.
 
VII. Итог урока
- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье.
- Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним:
- Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?
(- это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.)
- Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?(забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь.)
-Ребята, мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока?
-Ребята, а наш класс мы можем назвать семьей, используя понятие, к которому мы пришли с вами? (Нет)
- А в словаре Ожегова есть еще одно понятие семьи, послушайте его: Объединение людей, сплочённых общими интересами.
- А теперь мы можем назвать класс семьей? (Да)
- Еще 1 сентября мы с вами говорили, что зародилась новая семья. Давайте составим семейное дерево нашего класса. Для этого необходимо приклеить свои фотографии на это дерево.
- Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. Познавательные УУД:
формировать умение на основе анализа объектов делать выводы; формировать умение обобщать.
Личностные УУД:
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
Оценивание своих достижений.
VIII.Рефлексия -Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение.
- Отметьте ваше настроение.
На доске изображена ваза. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.
- У нас получился букет цветов.
- А какой приближается праздник? (День матери). Не забудьте поздравить своих мам.
Что, может быть, семьи дороже?Теплом встречает отчий дом.Здесь ждут тебя всегда с любовьюИ провожают в путь с добром!Любите и цените счастье!Оно рождается в семье!Что, может быть, ее дороже?На этой сказочной земле!
Ребята, теперь вы знаете, что такое семья и кто является её членами
- Я надеюсь, что вы дома расскажете, какие знания вы получили на уроке. А если у кого бабушки и дедушки живут не вместе с вами, позвоните им и поделитесь своими знаниями и теплотой души. Регулятивные УУД:
формировать умение осуществлять личностную рефлексию.