«Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога».


Доклад учителя русского языка Овчаренко Е.И.
МБОУ Маньково-Березовская СОШ
«Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога».
2014-2015 учебный год
Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.
Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.
Исходя из того, что главная цель методической работы- это непрерывное совершенствование квалификации учителя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания, рассмотрим основные задачи этой работы:
повышение профессионального и культурного уровня учителя;
стимулирование его служебной и общественной активности;
обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой дисциплины;
совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;
совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеурочное время (в спортивной, исследовательской и других видах деятельности):
формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на ряд лет.
Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.

Эта деятельность предполагает:
постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;
ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;
изучение нормативных документов руководящих органов народного образования;
изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания учащихся;
изучение передового опыта работы коллег в школе, районе, городе, регионе;
изучение и введение компьютерных технологий.
Самообразование. С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Формой повышения профессионального мастерства является педсовет. При подготовке выступлений к педсовету тщательно анализируется все проводимые мероприятия, что способствует самоанализу деятельности учителя, более глубокому анализу учебной деятельности школьников. Свой профессиональный уровень повышаются за счет чтения педагогической и специальной литературы, выезды на семинары, курсы повышения квалификации.
Изучаются и анализируются профессиональные затруднения и успехи учителей.
Мастерство достигается благодаря грамотно организованной работе над совершенствованием профессиональной культуры. Учитель должен иметь ясное представление об организации педагогического труда, о психолого-педагогической культуре, о том, что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности и как его совершенствовать. Первый помощник ему в этом – методическое объединение.
Мультимедийный проектор есть у нас в школе и в этом учебном году проводиться серия открытых уроков с их использованием.
Каждый учитель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, уроки, внеклассные мероприятия.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Учитель: /Овчаренко Е.И./