Конспект урока по русскому языку Слова, в которых пишутся две буквы

Предмет: Русский язык, урок формирования новых знаний.

Тема: Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.
(Урок русского языка. Учебник 2 класса Т.Г. Рамзаева, Дрофа, Москва 2007)
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 2
Цель урока формирования знаний – познакомить со словами, в которых пишутся две одинаковые буквы. Использовать межпредметные связи
Задачи:
образовательные: познакомить со словами с двойными согласными;
наблюдать за тем, что долгий звук обозначается на письме двойными согласными буквами;
дать представление о происхождении слов;
активизировать познавательную активность, используя мультимедийные технологии
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры;
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное в работе над новым материалом, устанавливать причинно-следственные связи в появлении этих слов в русском языке; приводить примеры, формировать умения работы со словарём.

Оборудование урока: мультимедийный проектор и экран, этимологический словарь, словарь иностранных слов, Презентация MS PowerPoint, Учебник 2 класса Т.Г. Рамзаева, Дрофа, Москва 2007.

Подготовительная работа.

Подготовка к уроку предусматривает вовлечение учеников в процесс поиска учебного материала. Это элементы проектной деятельности.
1 группа учеников – это ученики, которые изучают французский язык. Учитель французского языка консультирует учеников для успешного выполнения работы. Ребята получают задание:
1. Пойти в школьную библиотеку.
2. Изучить этимологический словарь
3. Найти в этимологическом словаре слова с двойными согласными, которые пришли к нам из французского языка, и объяснить их первоначальное значение.
4. Ученики, умеющие работать на компьютере, получают задание найти этимологический словарь в Интернете.



2 группа учеников получает задание найти в городе улицу Классона. Эту группу я назвала «группой фотографов». Фотографы получают задание:

1. Узнать где находится улица Классона.
2. Нарисовать карту путешествия.
3. Выполнить фотоснимки своего маршрута.
Использовать цифровой фотоаппарат. Создать презентацию под руководством учителя.




Ход урока

I. Организационный момент
В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс
(С.Маршак)
II. Сообщение темы урока.
Запись на доске закрыта.

Минутка чистописания.

Учитель.
В домике записаны слова, какие вы сможете узнать, отгадав загадки:
1. Где доска и парты есть,
чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)
2. Многим нам она знакома,
в ней купаться можно дома.
Что же это за предмет?
Догадались или нет? (ванна)
3. Простудился я вчера,
голова болит с утра,
я закашлялся, охрип.
У меня, наверно, ... (грипп)
4. Вдоль дороги по бокам
липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение)
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)
б. Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи)
8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)


слайд 2
-Что общего в этих словах?
(В каждом слове есть рядом стоящие две одинаковые буквы.)








II. На этом уроке мы познакомимся с двойными согласными в словах. Узнаем, откуда появились эти слова в русском языке.

- Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.
Полученная запись в тетрадях детей: нн сс пп лл мм бб жж рр

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 слайд 3

III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение за словами с двойной согласной

- Прочитайте слова. Сравните, как они произносятся и пишутся. Поставьте знак ударения.
Ванна, касса, сумма, перрон.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд 4

- Долгий согласный звук на письме обозначается двойной согласной, то есть буква этого звука пишется два раза. Обратите внимание, что долгий согласный мы слышим только после ударного согласного: сумма, касса.
Но если двойной согласный после безударного гласного аккорд, баллон, иллюзия – долгого согласного мы не слышим. Эти слова нельзя проверить. Чтобы не ошибаться, надо запоминать слова с двойными согласными.
-А если попадаются трудные слова?
- Обращаемся к орфографическому словарю.
- Какие ещё знаете словари?
- Орфографический, толковый
- Существует также словарь с двойными согласными. В нашей библиотеке Марина Николаевна вам покажет сегодня все словари.(слайд 5)
С двойными согласными могут писаться имена собственные, географические названия.
Учитель. Какие имена пишутся с удвоенными согласными?
Уч-ся. Женские: Анна, Алла, Инна, Римма, Эмма, Жанна и мужские: Кирилл, Филипп.
2. Путешествие по городу на улицу Класона
Слов с двойными согласными много. Одна из улиц нашего города имеет название с двойной согласной. Назовите эту улицу.
Правильно, эта улица носит имя Р.Э.Классона.
Вот мы и отправимся по нашему городу в путешествие.
- Нам предстоит узнать, в честь кого была названа эта улица?
Вы знаете, где она находится? За вокзалом. Нужно перейти железнодорожное полотно.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 слайд 6
Во время путешествия вы должны быть внимательными. Вам встретятся слова с двойными согласными, постарайтесь их запомнить и назвать в конце путешествия. Нам предстоит сделать несколько остановок. Путешествуем по плану, который нам составили ребята.
1остановка. (слайд 7)
Вышли мы из школы и увидели, как ребята играли в увлекательную игру с клюшками. Называется эта игра хоккей.
Переходим дорогу. В каких местах надо переходить улицу? Конечно на пешеходном переходе. (Слайд 8)
Подходим к вокзалу. (Слайд 9) Это вторая остановка. Что мы видим на вокзале?
На вокзале стоял автобус. В автобусе сидели пассажиры. (Слайд 10)
-Где покупают билеты пассажиры? В кассе. (Слайд 11)
К перрону подошла электричка. (Слайд 12)
Мы перешли железнодорожное полотно в отведенном месте и оказались на улице Р.Э.Классона.
Это третья остановка.
По аллее мы прошли к дому №1. (слайд 13, 14) Отсюда начинается знаменитая в нашем городе улица.
А теперь ученик нашего класса расскажет об этом знаменитом человеке.

В честь Ро
·берта Эдуа
·рдовича Классо
·на Электростанция ГРЭС-3 и одна из улиц в городе Электрогорск носит имя Р. Э. Классона. (Слайд 15)
Советский электротехник, руководитель строительства ряда электростанций, создатель гидравлического способа добычи торфа.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] участвовал в организации строительства первой российской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] электростанции «Электропередача» в Богородском уезде Московской области (ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Работа в командах. (Слайд 16)
Передаём листик с последней парты вперёд, и каждый ученик записывает слова с двойной согласной, которые запомнил в ходе нашего путешествия.
Зачитываю эти слова, и записываем их в тетрадь.

Физминутка.
Учитель.
Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.


3.Происхождение слов с двойными согласными (выступают ученики, которые изучают французский язык.)
- Откуда в русском языке появились эти слова? В основном слова с удвоенными согласными – «пришельцы» из других языков, сравните:
(Запись на доске)

Французский

Gruppe
Kasse
Profession
Русский

Группа
Касса
Профессия



БАЛЛОН. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором ballon < итал. ballone, суф. образования от ballo "шар". Исходное значение "шаровидный сосуд".
АЛЛЕЯ. Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где aleja "аллея" < франц. allйe "проход, дорога", производного от aller "идти". С двумя л по французскому первоисточнику.
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profit
·ri "говорить публично". Профессия буквально "(официальное) объявление (о своей специальности)" > "официальное указание своего занятия".
ПАССАЖИР. Заимств. в начале XVIII в. из нем. яз., где оно восходит к франц. passager (от passage "проезд", суф. производного от passer "проезжать"). Пассажир буквально "проезжий".
ПЕРРОН. Заимств. в XIX в. из франц., яз., где perron суф. производное от pierre < лат. petra "скала, камень", передающего греч. petros тж. (ср. петрография). Буквально "платформа, замощенная камнем".
ИЛЛЮЗИЯ. Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где illusion < лат. illusio "насмешка; обман", суф. производного от illudere "насмехаться, обманывать"
ГРУППА. Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Gruppe < франц. groupe, восходящего к итал. gruppo (с первоначальным значением "соединение").
КЛАСС. Заимств. в конце XVII в. из франц. яз., где classe "разряд" > "социальная группа" восходит к лат. classis тж. (исходное слово calare "звать, созывать"). Класс буквально "созванные, собранные" (для решения своих "групповых" дел).
У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им оставили двойные согласные как связь с родиной. В результате толерантного общения народов мира, люди делятся достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. Мы сегодня привели примеры только французского происхождения слов, а вам предстоит поработать с этимологическим словарём и посмотреть, откуда ещё к нам пришли слова. Наш библиотекарь вам в этом поможет.
Итак, удвоенные согласные в корне – один из опознавательных признаков слов с иноязычного происхождения. Это традиционное написание, основанное на этимологии.
Этимология – наука о происхождении слов. Учёные-этимологи определяют, как и когда конкретное слово появилось в языке, что оно означало изначально и с какими другими словами связано. Задачей ученых является описание истории происхождения слов.


4. Ответ на вопрос Почемучки
Выполнение упражнения 215 (с.120) Взаимопроверка.

5. Словарно – орфографическая работа
На стр.120 учебника новые словарные слова. Прочитайте их. Значение слова класс вы уже знаете. Как вы понимаете значение этого слова. Какие значения это слово имеет?
Слово суббота очень древнее. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно восходит к греч. sabbaton, в свою очередь заимств. из др.-евр. яз. – день отдыха.
Составьте и запишите предложение с этими словами.
Упр.216. Разгадывание кроссвордов. Устно.


IV. Подведение итогов.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415(Слайд 17)
-С какой темой урока мы познакомились? Помогите мне её записать.
-Как на письме обозначается долгий согласный звук? Всегда ли при двойном согласном сохраняется длительное звучание звука? Откуда в русском языке появились слова с двойными согласными? Назовите слова с двойными согласными.
-Можно ли проверить написание двойных согласных?
Выставление оценок.
-Кому понравился урок – улыбнулись, не понравился – нахмурили бровки
V. Домашнее задание. Упражнение 217. Восстановить деформированные предложения и подчеркнуть слова с двойными согласными.

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребят,
Поиграть, попрыгать надо!

– Урок окончен, всем спасибо, желаю всем успехов!












































Литература.
1. И.В.Иванова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.Г.Рамзаевой.
2. Анализ современного урока. Практическое пособие. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Издательство «Учитель» 2003.
3. Современный урок. Часть 2. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Издательство «Учитель» 2003.
Сайт "Я иду на урок начальной школы" создан на основе материалов
газеты "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября"http://nsc.1september.ru/urok/















13PAGE 15


13PAGE 14615




15