Урок русского языка в 5 классе «Омонимы»


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. А.В.Калдяпина с.Пригородгное
Сердобский район Пензенская область
Урок русского языка в 5-а классе
«Омонимы»
Учитель русского языка и литературы:
Тоичкина Л.В.
с.Пригородноеноябрь
2013
Цели:
образовательные:
систематизировать знания учащихся об омонимах;
усвоить теоретические знания по данной теме;
расширить словарный запас.
развивающие:
обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
способствовать развитию мышления, памяти, наблюдательности, умению обобщать и делать выводы;
развивать умение пользоваться словарём.
воспитательные:
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.
Форма урока: урок-практикум.
Основные методы: проблемный, исследовательский.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Дидактический материал: рабочая карта урока, презентация, шаблоны для памятки.
Ход урока.
I.Оргмомент.
1.Вступительное слово учителя.
Цели:
психологический настрой учащихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке;
сообщение темы урока.
Каждому носителю языка, кем мы с вами и являемся, хочется быть грамотными. Но не всегда этого можно достичь, только выполняя упражнения учебника. Нужны более глубокие познания в области языкознания. И чем больше мы будем углубляться в различные языковые явления, тем больше мы будем знать о слове и тем меньше будем делать ошибок. Доступно, ярко и интересно это могут продемонстрировать омонимы. Поэтому объектом нашего изучения сегодня являются омонимы.
(Число, классная работа, тема)
2.Работа со стихотворением.
Цели:
вызвать интерес к изучаемой теме;
развивать умение полно выражать свои мысли, внимательно относиться к слову.
Говорю своей сестрёнке:
«На воскресник мне пора.
Разобьем сегодня клумбу
В центре нашего двора».
И быстрей на плечи куртку
Да на голову платок.
«Подожди, - кричит сестрёнка,-
Ты забыла молоток!»
-Что придаёт стихотворению шуточный характер?
- Почему девочка не поняла свою сестру?
-В каком значении употреблено в тексте слово «разбить»?
- А что имела в виду младшая сестра? Это, ребята, омонимы.
–Что вам известно уже об омонимах?
-Что бы вы хотели узнать?
- Сформулируйте вопросы по заданному началу:
Что такое……?
Какими отличительными признаками…..?
Каковы особенности употребления…..?
Как найти …..в словаре?
-Вот на все эти вопросы мы и попытаемся сегодня на уроке ответить.
II.Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы.
Цель:
выявить лексическое значение слова «жать» в каждом предложении;
развивать умение формулировать правило по данной информации.
Сравните предложенные словосочетания.
Жать руку друзьям
Жать рожь серпом
Жать сок из апельсина
Жать в подъёме
-Что общего во всех этих словосочетаниях? (Слово «жать»)
-На какие две группы вы разделили бы эти словосочетания? Запишите в два столбика.
(В первой группе слово «жать» имеет значение «давить», а во второй – «срезать стебли»)
Ребята, это омонимы. Согласны? Попробуйте сформулировать правило, исходя из той информации, которую видите на экране:
(От греч. homos – одинаковый)+ работа с рисунками на слайде.
2.Постепенное заполнение памятки
Цели:
учить выделять главное и нужное в тексте;
развивать способность анализировать информацию.
3.Работа с упражнениями 317, 320(1)
Цель:
найти в текстах омонимы и определить лексическое значение слов.

4. Игра «Узнай слово»
Цель:
учить правильно соотносить слова с их лексическими значениями.
1) бокс 2)каток 3)ёрш 4)гусеница 5)лук 6)месяц 7) очки 8) атлас
5. Объяснение нового материала. Работа со словарём.
Цель:
познакомить с лексическим значением слов, с многозначностью слова, что приведет к значительному увеличению лексического запаса школьника, повышению точности употребления слов, расширению сферы их употребления;
приобщить школьников к литературе справочного типа по русскому языку, научить их работать с толковым словарем;
формировать умение разбираться в структуре словарной статьи.
-Обратили ли вы внимание на слова Атлас и атлАс. Можно ли считать эти слова омонимами? Вот толковый словарь С.И.Ожегова дает такую справку:
Омоним – слово, совпадающее с другим по звучанию, но полностью расходящееся с ним по значению, а также по системе форм или по составу гнезда.Вторая часть определения, та, что подчеркнута вам сейчас непонятна,поэтому я предлагаю вам в этом разобраться. Итак, слова, совпадающие по звучанию и разные по лексическому значению – это омонимы, лексические омонимы, а вот несовпадение по звуку, форме и написанию – это явление, которое называется омонимией.
Посмотрите на доску:
Глава – часть книги
Глава – правитель государства
Батарея – орудие
Батарея – часть отопления
-Совпадают эти слова по звучанию?
-Имеют разное значение? Значит, это омонимы. Мы их будем называть полные лексические омонимы.
Неполная лексическая омонимия наблюдается при полном совпадении в звучании и написании, принадлежности к одной части речи, но при различии в некоторых грамматических форм.
Например, ОМОФОРМЫ – это слова, которые совпадают только в определенной форме.
ТРИ – это числительное в форме И.п.
ТРИ – это глагол повелительного наклонения.
Задание: найдите омоформы: (на слайде несколько стихотворений)
Неполными лексическими омонимами являются ОМОФОНЫ. Звучат одинаково, а пишутся по-разному. Это фонетические омонимы.
Например: пруд-прут, гриб – грипп, браться – братца.
Задание: найдите омофоны: (на слайде)
И наконец, ОМОГРАФЫ – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Отличительный признак таких слов – ударение. КрУжки и кружкИ, засЫпал и засыпаЛ.
Задание: прочитаем омографы (по слайду)
6. Работа с упражнением 320 (2часть, 3 часть)
Цель: найти в тексте омографы
7.Работа с учебником. (стр.104-105)
Цель:
познакомить с новым теоретическим материалом учебника.
8. Работа со словарем.
Цель:
учить отличать омонимы от многозначных слов;
отрабатывать умение находить в словаре омонимы и многозначные слова.
-Что такое многозначные слова? Необходимо уметь отличать омонимы от многозначных слов. От многозначных слов омонимы отличаются тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного. В толковых словарях омонимы даются не в одной, а в разных словарных статьях. Многозначные же слова записываются в одной словарной статье и имеют что-то общее в лексическом значении. Давайте посмотрим на примере.
9. Выполнение упражнения 319.
Цель:
отрабатывать умение различать омонимы, омографы и омофоны.
10.Подведение итогов. Ответы на вопросы, сформулированные учащимися в начале урока.
Цель:
развивать умение устно выражать свои мысли;
отрабатывать умение пользоваться памяткой;
закрепить теоретический материал по изученной теме
11.Домашнее задание на выбор.
Цель:
закрепить умение отличать омоформы, омофоны и омографы;
развивать творческие способности учащихся.1)сочинить загадку или шуточное стихотворение, используя полные лексические и неполные омонимы.
2) Записать 3 пары предложений с омонимами, используя также омофоны, омографы и омоформы.
Например: Со стола стекло молоко. Я разбил стекло.