Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (5 класс)

Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: познакомить учащихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Задачи:
Научить учащихся определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Закрепить знания об имени существительном.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: наглядность, учебник «Русский язык» 5 кл.

Ход урока.

I. Организационно–мотивационный этап.
Слово учителя.
-На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. А для начала вспомним то, о чём уже говорили. Мы с вами изучаем морфологию, на прошлом уроке говорили об имени существительном. Сейчас я хочу проверить, что вы знаете об этой части речи.
Фронтальный опрос
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает (Предмет)
Имя существительное отвечает на вопросы (Кто? Что?)
Имя существительное относится к одному из трёх родов ( Мужскому, женскому и среднему)
Изменяется по ( падежам и числам)
В предложении чаще всего является (подлежащим, дополнением или обстоятельством)
II.Операционно – исполнительский этап
-В два столбика написаны имена существительные. Определить, по какому признаку они объединены.
-Прочитайте эти слова.
Папа дуб
Тётя ствол
Дядя дупло
Пёс Днепр
Валя гриб

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.
Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.
-Кто сформулирует тему нашего урока?
-Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». -Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от неодушевлённых.
1.Объявление темы урока. Запись в тетрадь.
-Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.
-Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?( Потому что они обозначают живых существ.)
- Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?!
-Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?
2. Физкультминутка (музыкальная)
3.Работа в учебнике
- Прочитайте правило на стр.186.
Упр.478. Выписать сначала одуш.им.сущ., затем неодуш. им.сущ.
Царь Салтан, царевиц, государь, царь.
Сказки, остров
Упр.479
Списать, расставляя знаки препинания. Найти одуш. и неодуш. им. сущ.

III.Рефлексивно-оценочный этап
-Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?
-На какой вопрос отвечают одуш.им.сущ?
-На какой вопрос отвечают неодуш.им.сущ?
Домашнее задание: Упр. 482
Выставление отметок.