Самоанализ урока по литературному краеведению на тему: «Метафора» (7 класс)

МОУ Новоталицкая СОШ
Самоанализ урока по литературному краеведению на тему: «Метафора»
Метафора как изобразительно-выразительное средство рассматривается учащимися среднего звена в начале 5-го класса при изучении темы «Загадки». В дальнейшем программа предполагает расширение понятия о метафоре в процессе анализа произведений русских и зарубежных писателей.
Поскольку краеведение литературное, то мы сочли необходимым изучить, как писатели Ивановского края используют метафору в качестве средства выразительности. Заметим, что в тестах, включенных в ГИА и ЕГЭ, встречаются задания, выполняя которые, ученик должен показать умение находить метафору и определять ее роль в тексте. Таким образом, мы не только учим ребят анализировать художественный текст с точки зрения его выразительности, но и подготавливаем выпускников к итоговой аттестации.
На изучение метафоры в 7-м классе мы отводим 1 час. Данный урок является вторым при изучении темы «Русская природа в изображении ивановских поэтов», он рассматривается нами как урок-практикум. Занятие подготовлено предшествующим материалом: чтением произведений А.Тарковского, Д.Семеновского, Н.Иванова и других авторов.
Цель урока – расширить представление учащихся о метафоре.
Для достижения цели намечены конкретные задачи:
- восстановить знания учащихся о метафоре (образовательные);
- научить приемам работы с научной статьей (развивающие);
- воспитывать чуткое отношение к художественному слову (воспитательные)
Исходя из цели и задач урока, было спланировано 9 этапов урока:
1. Мотивация.
На данном этапе урока важно было замотивировать учащихся на изучение темы. Это получилось благодаря изучению высказываний известных поэтов о метафоре и своеобразной загадке слов, обозначающих прибой.
2. Актуализация знаний, или Вызов
На этом этапе важно было выяснить уровень готовности учащихся к восприятию новой темы и подвести их к следующему этапу. Мы посчитали целесообразным начать эту работу с создания кластера, чтобы активизировать мыслительную деятельность и включить в работу всех. Важно, чтобы школьники поняли, каких умений и навыков им недостает, чтобы уметь находить метафоры и определять их роль в тексте.
3. Третий этап – ознакомление с теоретическим материалом. При ознакомлении с новым материалом мы используем такую форму организации познавательной деятельности, как работа в парах или группах, создание инсерта (маркировки) исходного текста.
4. На четвертом этапе урока велась отработка умения соотносить собственные знания с теорией и редактировать исходный текст. Так как главная задача этого момента – формирование умения рассуждать на научную тему и вносить изменения в собственные формулировки, то анализ кластера представился нам наиболее результативной формой работы. Это задание позволяет проверить знания ученика дифференцированно.
5. Тренировочное упражнение.
Пятый этап имел задачу закрепить умение находить метафоры в тексте, что способствует активизации МД. Включается такой мыслительный прием, как сравнение (найти общее, отличное, сделать выводы).
6. Шестой этап. Творческая работа.
Формирование чуткого отношения к художественной речи речи невозможно без самостоятельной творческой работы. В качестве задания мы предлагаем создать метафору по фотографии.
7. Д.з. по выбору:
- найти метафоры в произведениях ивановских поэтов;
- самим создать метафору.
8. Подведение итогов.
Поскольку данный урок – это урок-практикум, важно было, чтобы дети научились находить метафору в художественном тексте и самостоятельно создавать метафоры. В итоге урока мы выяснили, что художественный образ – понятие очень сложное. Вдумчивый читатель найдет в литературном произведении много вопросов, на которые не всегда может ответить, но, размышляя над ними, разовьет свою творческую фантазию и воображение.
9. Рефлексия.
Данный этап урока позволяет учителю выяснить результативность работы
Считаю, что цель урока достигнута и задачи выполнены.


15