Урок с УУД по русскому языку для 3 класса Роль суффиксов в образовании однокоренных имён существительных




Проект урока по теме:
«Роль суффиксов в образовании однокоренных имён существительных»
Выполнил учитель начальных классов
ОУ № 12 Автозаводского района
ФИО Асафьева Ольга Николаевна
Квалификационная категория первая
Стаж работы учителем начальных классов 7 лет
Н.Новгород
2013 год
Проект урока
Учебный предмет «Русский язык»
УМК «Школа России»
Тема урока «Роль суффиксов в образовании однокоренных имён существительных»
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока:
1.Формировать умение различать суффиксы, которые придают оттенки значений, разбирать слова по составу, развивать орфографическую зоркость.
2.Формировать личностные УУД через содержание учебного материала.
3.Развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
-понять роль образования однокоренных имён существительных с помощью суффиксов.
Метапредметные:
Регулятивные:
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
-выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
-выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
-оценивать результаты собственной деятельности.
Коммуникативные:
-учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
-учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им.
Познавательные:
- определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы;
-извлекать информацию представленную в разных формах.
-определять какой суффикс несёт пренебрежительный, увеличительный или уменьшительно-ласкательный оттенок в значении слова.
Личностные:
-проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению темы, желание выполнить задания;
-творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием.
Оборудование: учебник Зелениной Л. М. «Русский язык» для 3-го класса, компьютер с мультимедийным проектором и экраном.
 
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: состав слова, имя существительное, имя прилагательное, однокоренные слова, суффикс, окончание, основа слова, орфограмма.
Этапы урока и хронометраж
№ п/пЭтап урока Хронометраж
1. Организационный момент 2 минут
2. Мотивационный (актуализация знаний) 13 минут
3. Изучение нового материала 10 минут
4. Закрепление учебного материала 10 минут
5. Рефлексия 3 минуты
6. Инструктаж по домашнему заданию 2 минуты
Содержание урока
№ п/пЭтап урока Деятельность учителя и обучающегося Формирование УУД
1. Организационный момент (настрой учеников на учебную деятельность) Проверка готовности к уроку (дежурные):
-Поверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Учебник, ручка, карандаш, тетрадка?
Проверили? Садитесь
С усердием трудитесь!
- Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения и отличной работы. И тихонько займём свои места.
-Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, слова «Классная работа». 2. Актуализация имеющихся знаний







-Предлагаю начать наш урок с орфографического диктанта. Что мы развиваем в результате написания таких диктантов? Зачем нам нужно выполнять такие задания?
- Записываем слова через запятую под диктовку самостоятельно, находим орфограмму, графически обозначаем её.
Обучающиеся выполняют задание индивидуально, каждый в своей тетради. Орфографический диктант
Речка, радостный, группа, пароварка, река, вечерок, чувство, зелень, реченька подъезд.
-Проверьте работу своего соседа, если увидели ошибку, аккуратно исправьте цветным карандашом.
-Проверим коллективно (слайд 2) – чтение слова вслух, объяснение орфограммы.
-Поднимите руки те, кто не допустил ошибок, кто нашёл ошибки в тетради своего соседа.
-Сейчас внимание! Найдите в этой группе слов, которые мы записали, лишнее (радостный).
-Почему вы так считаете? (Это слово единственное имя прилагательное (оно отвечает на вопрос какой?), все остальные слова – имена существительные (отвечают на вопрос что?).
- Да, над кокой темой мы продолжим работу? (Имя существительное). Что мы о нём уже знаем?(викторина с карточками (см. приложение к уроку 2) – слайд 3).
Обучающиеся читают вопросительные предложения на карточках (На какие вопросы отвечают? Что называют? Какие бывают? Как изменяются? и выстраивают полные ответы.(Имена существительные отвечает на вопросы кто? и что?, называет предмет, состояние, действие, признак, бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые).
- В нашем орфографическом диктанте есть имёна существительные, которые можно объединить в одну группу. Найдите их.
-Запишем эту группу слов.
-Как мы называем такие слова? (однокоренные)
-Почему их так называют? (Они имеют общее значение и корень)
-Разберём эти слова по составу? (Обучающиеся разбирают однокоренные слова по составу).
-С помощью чего образовались однокоренные слова? (с помощью суффиксов).
- Скажите, пожалуйста, а суффиксы нужны только для образования новых однокоренных слов или они выполняют ещё какую-то роль в нашей речи? Предположите.
(Обучающиеся выдвигают предположения).
-Можете быть сейчас мы уже сможем сформулировать точную тему нашего урока? (Роль суффиксов в образовании однокоренных имён существительных ).
-Какие цели поставим? (1.Выясним значение суффиксов в русском языке; 2. Будем учиться образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов).Физкультминутка
-Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись. Личностные (действие смыслообразование)
Регулятивные УУД (контроль и оценка)
Познавательные логические УУД (анализ)
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Познавательные логические УУД (анализ и классификация)
Познавательные логические УУД (анализ)
Регулятивные (прогнозирование)
Познавательные общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели)3. Изучение нового учебного материала.
-Урок у нас необычный. Урок-сказка. Если вы будите внимательно слушать эту сказку, то в конце её сможете ответить на тот вопрос, который вызвал у нас сомнение: «Зачем же ещё нужны суффиксы в русском языке?».
Сказка о суффиксах (слайд 4)
Жили-были на одной странице учебника суффиксы -ик, -ишк, -ищ- (слайд5).
-Ик- был очень ласковый. –ишк- всегда говорил обо всех с насмешкой.
–Ищ- был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим.
Однажды они работали в тетради, им нужно было помочь слову ДОМ найти его родственников (слайд 6).
-Скажите, пожалуйста, каких родственников помогли найти эти суффиксы? (домик, домишко, домище – слайд 6).
- Слово ДОМ угостило их за помощь тортом. Как вы думаете, что сказал суффикс –ик-, увидев этот торт? А суффикс –ищ-? (тортик,, тортище – 7 слайд).
-Скажите, чем различаются эти слова? (Разной эмоциональной окраской, значением).
-Слова с суффиксом –ик-, какое значение имеют? (Применяется в значении «маленькое»).
- Правильно. Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.
-Слова с суффиксом –ищ-, какое значение имеют? (Увеличительное)
-Слова с суффиксом –ишк-, какое значение имеют? (Пренебрежительное)
Одновременно с называнием значения суффикса на доску вывешивается карточка с названием значения. Ниже прикрепляются сами суффиксы –ик-, ишк-, -ищ- (см. приложение 2).
- На другой странице учебника жили суффиксы –ушк-, -юшк- , -оньк- и -еньк- (слайд 8). –Эти суффиксы были добры и дружны со всеми. Давайте убедимся в этом (слайд 8).
-Узнали ли вы героев популярного мультфильма? (Маша и медведь). Образуйте слова с этими суффиксами, глядя на картинку. (Дети называют слова, записывают их в тетрадь, а учитель в это время вывешивает на доску карточки с названными словами: Машенька, Мишенька, рученька, лапонька, ноженька, глазоньки, медведюшко). -Как вы поняли, почему эти суффиксы называют добрыми? (Они помогают ласково назвать предметы, изменяют значение слова).
- К какому значению отнесём эти слова? ( К уменьшительно-ласкательному)
Прикрепление этих суффиксов под данным значением.
-Давайте познакомимся с суффиксом - к-, который живёт один на странице. Он очень самодовольный. С кем-то он ласков, а кого-то не любит. Попробуйте доказать это, воспользовавшись той же картинкой (слайд 9) (Дети на примере имени Маша выясняют, что в именах собственных суффикс –к- может носить пренебрежительный оттенок.).
Суффикс –к- помещаем под значение уменьшительно-ласкательное и пренебрежительное.
-Давайте вернёмся к вопросу, который мы поставили перед чтением сказки? Кто помнит его? ( Мы должны были ответить на вопрос «Зачем же ещё нужны суффиксы в русском языке, кроме образования однокоренных слов?»).
-Обсудите в паре ответ на этот вопрос. Выберите точное утверждение.
- Кто сможет ответить? (Суффиксы нужны для того, чтобы образовать слова с новым значением, уточнить значение слова, придают слову различные оттенки, выразить эмоции). Личностные (действие смыслообразование)
Познавательные общеучебные УУД (поиск и выделение необходимой информации из прослушанного текста)Познавательные логические УУД (классификация)
Познавательные логические УУД (сравнение, умозаключение)
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
4. Закрепление учебного материала

-Теперь, когда мы нашли ответ на главный вопрос, чем же дальше мы будем заниматься? ( Мы должны потренироваться образовывать слова с этими суффиксами, учиться находить их в словах).
- Я предлагаю вам сейчас поработать индивидуально на карточках, которые лежат у каждого из вас на столе.
-Те, у кого карточки зелёного цвета, должны в словах выделить изученные на уроке суффиксы.

Выдели в словах суффиксы:
Волчище, шубка, заюшка, столик, берёзонька, хвостишко, зимушка, кустики, ягодка, зверушка.

- Те, у кого карточки розового цвета, должны найти в тексте слова с изученными суффиксами и выделить суффикс.
Найди в тексте слова с изученными суффиксами и выдели их:
Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в серёжках,
Селезень – в кафтане,
Утка – в сарафане!
Котик в новом свитке,
Кошечка – в накидке,
С перстеньком на лапке…
А собака - в шапке.
Все по лавкам сели,
Сели и запели:
- Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!

- Те, у кого карточки синего цвета, вы должны самостоятельно составить 3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и 3 слова с суффиксами увеличительного и пренебрежительного оттенка.
Составить 3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и 3 слова с суффиксами увеличительного и пренебрежительного оттенка.


-Те, у кого были зелёные и розовые карточки, давайте проверим на слайдах, верно ли вы справились с заданием (слайд 10-11).
-Выполним упражнение 18 с.58-59.
Познавательные общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели)Познавательные общеучебные (выбор способов решения задач)
Познавательные общеучебные УУД (контроль процесса и результатов учебной деятельности)5. Рефлексия

Самооценка -Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока и ответьте на них.
О чём? (О суффиксах, с помощью которых образуются однокоренные имена существительные).
Что? (Суффиксы нужны для того, чтобы образовать слова с новым значением, придают слову различные оттенки).
Какие? (перечислить суффиксы)
Какой (оттенок)?
Зачем? (Нужны, чтобы выразить эмоции, уточнить значение слов).
- На следующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Что же мы можем узнать на следующих уроках?
Предположения учащихся.
- Давайте оценим наш урок и нашу работу.
1.Урок полезен, всё понятно (ученики встают).
2.Лишь кое-что, чуть-чуть неясно (высоко поднять руку).
3.Ещё придётся потрудиться (поднять руку).
4.Да, трудно всё-таки учиться! (сидеть спокойно за партой). Регулятивные (прогнозирование)
Регулятивные (оценка)
6. Инструктаж по домашнему заданию Упражнение 19 с. 59.
-Прочитайте самостоятельно задание. Какой суффикс новый? Что нужно сделать с этими суффиксами? Что ещё нужно вспомнить? (вспомнить разбор по составу)
-Спасибо всем за урок!(слайд 12)
Литература
1.Русский язык: учеб. для 3 кл. нач. шк.: в 2 ч./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2009.
2.О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдинна, А. В. Кочергина Учим русский язык с увлечением. – 2007
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/urok-v-sootvetstvii-fgos