Рекомендации на тему Как развить способность воссоздать мысленный образ (начальная школа)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Как развить способность
воссоздавать мысленный образ
Составитель:
Юдина Надежда Геннадьевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №7»,
г. Аша, Челябинская область
2015
Упражнение 1
Первый этап тренировки напоминает тест, который ребёнок уже выполнял раньше. Ему нужно проиллюстрировать услышанное, чтобы лучше запомнить. На втором этапе ребёнку нужно представить слова или фразы в уме, без «подсказок» - рисунков. Примерный перечень возможных серий:
Весёлый праздник Сомнение
РадостьЗависть
Тёмный лес.Сила воли
БолезньДень
Отчаяние Успех
Быстрый человекСтрах
СмелостьСкорость
ПечальСильный характер
Глухая старушкаСправедливость
Тёплый ветер Хороший товарищ
Упражнение 2
Ребёнок закрывает глаза и представляет себе соответствующую картинку после каждого сказанного учителем предложения.
- Лев, нападающий на антилопу.
- Собака, виляющая хвостом.
- Муха в твоём супе.
- Хрустящее печенье в коробочке в форме ромба.
- Молния в темноте.
- Пятно на твоей любимой рубашке.
- Капли, сверкающие на солнце.
- Друг, ворующий твою любимую игрушку.
Затем ребёнок должен вспомнить и записать названные фразы. Если он ещё не умеет читать и писать, воспроизведение фраз может быть устным.
Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз даётся написанным на листке бумаги.
Упражнение 3
«Плохо или хорошо, грустно или весело»?
Пусть ребёнок закроет глаза и вообразит следующие картины:
- Осиное гнездо.
- Осиное гнездо у вашей двери.
- Осиное гнездо у вашей кровати.
- Старик на скамейке.
- Старик на скамейке на солнце.
- Плачущий старик на скамейке на солнце.
- Острый нож.
- Острый нож, режущий вам палец.
- Птичка, клюющая корм в саду.
- Птичка, купающаяся в луже.
- Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки.
Ребёнок записывает или рассказывает, что ему запомнилось.
Это упражнение можно использовать для тренировки как зрительной, так и слуховой памяти.
Упражнение 4
«Фигуры из спичек» (тренировка зрительной памяти).
Это упражнение лучше выполнять с несколькими детьми. Итак, если игроков двое. Сначала один раскладывает спички на столе и накрывает их листком бумаги, затем, подняв его на 1 - 2 секунды, показывает своему партнёру полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок, закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из спичек «сфотографированную» в памяти фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями.
По мере повторения тренировки добавляется к количеству и месту расположения ещё и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребёнок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.
Итак, усложнённый вариант игры. Здесь основная цель тренировки – научить ребёнка видеть главное и особенности. Это упражнение используется для тренировки слуховой памяти. Берутся 200 - 300 спичек. Учитель диктует слова, а ребёнок выкладывает из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука «р– р – р».) Спички можно класть в любом положении, слова диктуются с паузой в 1 минуту.
Затем дети должны по составленным ими спичечным картинкам – образам воспроизвести слова.
Теперь, когда ребёнок научился создавать зрительные образы, можно обратиться к другой стороне процесса запоминания – осознанному восприятию.
Упражнение 5
«Вспомни картинки» (осознание визуального материала).
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаш и секундомер. На рисунке представлены 12 изображений. Ребёнок рассматривает рисунки первой строки, остальные закрываются листком бумаги, чтобы не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд закрывается вся страница и ребёнок по памяти рисует предметы первой строки. Затем он сравнивает, насколько его рисунки соответствуют рисункам образца.
Далее переходят к следующей строке. С двумя последующими строками работают одновременно.
Упражнение 6
«Нарисуй загогулину» (пробуждение «чувства деталей»).
Предложить ребёнку для начала четыре абстрактные фигуры. Каждую из них он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные. Затем ребёнок мысленно представляет себе эти фигуры во всех деталях и по памяти чертит каждую на бумаге.
Упражнение 7
«Послушай и опиши» (осознание словесного материала).
Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой. Его цель – заставить поразмышлять о словах. Учитель читает или показывает слова, а дети представляют себе, как они выглядят (их вкус, запах, звуки, которые они могут издавать).
Список слов:
Бумага
Гнездо
Колесо
Палка
Фильм
Блин
Счастье
Кот Шерсть
Телега
Волосы
Роза
Платок
Слеза
Ботинок
Птица Сапог
Палец
Лимонад
Слон
Автобус
Доктор
Мороженое
Солнышко
Теперь, если ребёнок хорошо освоил всё предыдущее, научился представлять называемый предмет и сосредотачиваться на нём, можно приступить к сложной тренировке воображения.
Упражнение 8 «Волшебник»
Ребёнок должен представить, что он волшебник и вообразить какого-либо животного. После того как образ создан, нужно «оживить» картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть ребёнок расскажет про своего зверя. Может быть, это окажется какое-нибудь фантастическое существо – тем лучше!
После упражнений с живыми существами можно предложить ребёнку попробовать себя в более сложном «волшебстве» - «оживлении» предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Можно сделать для ребёнка волшебную палочку, тогда он легче войдёт в роль.
Упражнение 9
«Расскажи мне про этот предмет»
Подручным материалом для этого упражнения может послужить любая вещь, любой предмет, а цель тренировки – научить ребёнка идти в своих рассуждениях от эмоций к логике. Чем можно воспользоваться? Вам подойдут:
- фрукты или овощи;
- цветы и растения;
- деревья: исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, плоды;
- животные;
- окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.)
- люди: лица, голоса, привычки своих друзей.
Учителю нужно только показывать предмет и задавать стимулирующие вопросы по следующей схеме:
Смотрим на предмет и воспринимаем его.
Если ребёнок подключал к восприятию эмоции, информация окажется
записанной в долговременной памяти, он лучше запомнит про неё.Постарайтесь выяснить, что произвело на ребёнка самое яркое впечатление.
2. Проверяем и осмысливаем наши чувства.
«Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?
Учите ребёнка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о том, что он чувствует, помогают в работе памяти.
Далее следует логическая часть упражнения. С помощью анализа ребёнок сосредотачивается на главном, основном и запоминает самое важное».
3. Устанавливаем общий смысл (что это за предмет, как он называется).
4. Рассматриваем предмет с точки зрения композиции (какие использованы краски, чем предмет отличается от других, что находится на переднем плане и т. д.)
5. Разбираем в деталях.
Нужно найти самые важные и значительные детали, в которых заключаются наиболее характерные черты предмета, подробно описать предмет.
6. Подводим итог. Синтез.
Ребёнок закрывает глаза и мысленно представляет себе этот предмет. Потом рисует предмет красками или карандашами, как он его запомнил.
Упражнение 10
«Сколько ты запомнишь?»
Предложить ребёнку запомнить предметы, изображённые на 3 - 4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их изображение на 10 - 12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
Чтобы легче вспомнить нужную информацию, у ребёнка должен быть к ней «ключ». Таким ключом могут быть ассоциации, в результате которых одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Необходимо потренировать ребёнка на ассоциации, научить его устанавливать связь между предметами и явлениями. Тогда ему будет гораздо легче их запоминать.
Как это связано?
Упражнение 1
«Сочини рассказ»
Детям даются несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-нибудь признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая бы свела их вместе.
ПчелаВода
МедведьКотВоздухКолокольчик
ТележкаСолнцеВазаРомашка
Упражнение 2
«Жили-были звери»
СМЕДВЕДЬ
О
БЛОШАДЬ
А
КТИГР
А
ПЗ
КОШКАЕЕ КРОТ Б
УРХА
КОЗА
На листке написаны названия животных. Дети представляют себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумывают историю, связывающую их между собой.
Затем учитель закрывает написанное, а ребёнок на листе бумаги воспроизводит названия животных на их местах.
Упражнение 3
«Ассоциации»
Цель этого упражнения – побудить ребёнка к ассоциативному мышлению. Предлагается несколько слов и фиксируются все ассоциации, которые он говорит при чтении этих слов, например:
Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок.
Упражнение 4
«Конкретизация абстрактного»
Ребёнок называет те зрительные образы, которые ему представляются на каждое слово.
ЗимаВремяБедностьОбед
ЖараТерпениеСвободаСкука
НадеждаТанецЭнергияСчастье
В результате этих упражнений у ребёнка вырабатывается умение устанавливать логичные ассоциации, а значит, развивается логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения можно использовать следующие упражнения.
Упражнение 5
«Сочини сказку про эти слова» (нелогичные ассоциации)
Детям предлагается несколько слов, логически не связанных между собой.
КнигаЦветокСосискаМыло
-Что может быть общего у этих слов?
В результате должна получиться маленькая история.
Упражнение 6
«Картина из двух слов» (нелогичные парные ассоциации слов).
В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющие ничего общего друг с другом. Дети представляют в уме образ каждого предмета, а затем мысленно объединяет оба предмета в одной чёткой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации.
Примерные пары для тренировки:
Горшок – коридорСолнце - книга
Ковёр – кофеДвор – ножницы
Кольцо – лампаКотлета - песок
Жук – креслоОбезьяна – пальто
Упражнение 7
«Запомни слова»
Теперь можно попробовать научить ребёнка запомнить несколько логически не связанных слов. Начать лучше с 10 слов, например: дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце. Эти слова можно связать в рассказ.
Задача учителя – добиться того, чтобы такое запоминание упорядоченной информации стало для ребёнка привычным навыком и не представляло сложностей.
Упражнение 8
«Давай выучим стихи»
Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана техника запоминания, которой следует обучать ребёнка.
Упражнение 9
«Хитрая зубрёжка»
План заучивания.
1. Повторить слово или фразу про себя.
2. Через 1 секунду повторить снова.
3. Повторить через 2 секунды.
4. Повторить через 4 секунды.
5. Повторить через 10 минут.
6. Для того, чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, повторить через 2 - 3 часа.
7. При необходимости повторить через 1 - 2 месяца; через год.
Литература
Лезер Ф. Тренировка памяти. - М., 2009.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 2009.
Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. Мн., 2000.
Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться. - М., 2006.
Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010.
Джонатан Хенкок. Самоучитель по развитию памяти. М.: Изд. ЭКСМО – Пресс, 2012.
Матюгин И.Н Запоминание лиц и имён.- М.: Изд. «Эйдос», 2011.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3 - 5 классов: - М., 2003.