Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования Как привить интерес родителей к работе детского объединения


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования
«Как привить интерес родителей к работе детского объединения»

Педагог д/о Музычук С.И.
СТ.ТАЦИНСКАЯ 2015
КАК ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС РОДИЛЕЙ К РАБОТЕ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.
 
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и дополнительное образование - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. 
Важное место для достижения успеха в процессе воспитания детей занимает, конечно же школа, обеспечивающая реальное взаимодействие родителей и педагогов в воспитательном процессе.
Возможности школы в работе с родителями заключаются в индивидуальных беседах, родительских собраниях, конференциях,  консультациях, информационном взаимодействии педагогов и родителей и т. д.
Возможности нашего учреждения – дома детского творчества намного шире и поэтому чем разнообразнее используются  формы работы, тем больше возможностей     привлечь детей и родителей к творческому развитию.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой: организация  работы с родителями
Какие формы работы  можно использовать для повышения заинтересованности родителей в проявлениях творческой активности личности ребенка?
Это:
- выставки творческих работ;
- дни открытых дверей;
- совместная деятельность педагогов и родителей;
- мастер-классы;
- конкурсы семейных работ;
-выставки фотографий;
- участие в различных праздниках;
- спортивные мероприятия;
- организация спортивных секций  и творческих объединений для родителей;
- творческие отчеты и многое другое, что связано с внеурочной деятельностью.
Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. Можно порекомендовать следующие методы. Методы изучения семей 1. Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя) 3. Индивидуальные беседы.  4. Анкетирование 5. Анализ детских рассказов и рисунков о семье. После чего педагог может заполнить социальный паспорт семьи.
При работе с родителями в дополнительном образовании я использую дифференцированный подход. Это позволяет мне составить конкретный план работы с семьей. 
Дифференцированный подход в работе с родителями
Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Выделяют следующие типы семей: 1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются. 2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога. 3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. 5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Свою работу с родителями педагоги могут строить на методике контактного взаимодействия. 
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
1. Поиск контактов (процесс первого общения). 2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы). 3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество). 4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.). 5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка) 6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников). 
Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы. В нашем объединении наиболее удобными являются следующие формы совместной деятельности, методика их может быть различна и определяется самими участниками: Формы работы с родителями
1. Встречи за «круглым столом». 2. Родительские собрания. 3. Индивидуальные встречи «разговор по душам». 4. Встречи с администрацией 5. День открытых дверей. 6. Класс-концерты 7. Телефон доверия. 8. Совместные праздники. 
Сейчас хотелось бы рассказать о том, как в своём детском объединении я выстраиваю работу с родителями.
Прежде всего родители должны быть уверены, что их ребёнку комфортно и интересно на занятиях в дополнительном образовании. Для этого я стараюсь разнообразить их различными формами и методами. На занятиях должна быть частая смена деятельности, т.е. не работать долго над одним и тем же элементом, даже если всё далеко не идеально, лучше вернуться к этому движению позже. В работе ни один ребёнок не должен остаться без внимания. Каждый воспитанник должен ощущать себя значимым, только после этого он будет чувствовать себя комфортно, ему будет интересно на занятиях и родители обязательно об этом узнают.
 
Нам очень важно, чтобы родители обратили внимание на то, чем мы живем. Для этого нужно обязательно показывать свою работу в концертах, творческих отчётах.
Оценка деятельности коллектива другими людьми стимулирует не только желание детей посещать занятия, а так же желание родителей участвовать в жизнедеятельности объединения. Для этого нужно стремиться принимать участие в различных конкурсах.


Я считаю, что немаловажным фактом в плане привлечения внимания к своей деятельности играет социальная активность педагогов, в общественной работе происходит процесс взаимодействия с родителями. Для этого мы стараемся принимать участие в концертах к профессиональным праздникам, там у нас есть возможность поздравить родителей той или иной профессии.
Чтобы поддерживать связь с родителями  необходимо предоставлять им своевременную и достоверную информацию о нашей деятельности. Что предпринимаем в этом плане?
Регулярно проводим родительские собрания на которых можем показать нашу работу в форме творческого отчёта или просмотра фото и видеоматериала о жизни коллектива.
Всех родителей, которые так или иначе сотрудничают с нами мы вовлекаем в совместную деятельность  через:
организационно - деятельностные занятия: изучив деятельность семей и даже хобби некоторых родителей, мы можем попросить помощь в изготовлении костюма. Так, например мама одной из воспитанниц занимается бисероплетением, она изготовила своими руками кокошники для «Русского хоровода» и красиво украсила плетением из бисера. Папа другой воспитанницы изготовил для постановки «Разноцветные зонтики» подставку для зонтиков и т. д.
Результат своей работы по взаимодействию с родителями мы можем увидеть:
-в отзывах родителей оставленных в журнале отзывов и предложений.
-по окончании учебного года каждый активный ребенок награждается грамотами, родители, которые поддерживают творческое развитие своего ребенка отмечаются  благодарственными письмами
 
Хотелось бы отметить, что родители должны знать не только наши достижения, но и проблемы, поэтому мы по возможности информируем их об этом и не отказываемся от помощи (найти спонсорскую помощь в приобретении ткани на костюмы или для поездки на конкурс)
 Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головой, восторженный рассказ о достижениях своего чада друзьям и родственникам - то ради чего дети готовы кипами рисовать, строить, лепить, в общем, творить, и то, ради чего  нам необходимо взаимодействовать с родителями.