Методическая разработка занятия с детьми с ограниченными возможностями по правилам дорожного движения


СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ШКОЛА СВЕТОФОРНЫХ НАУК».
Цель:
закрепление представления о правилах поведения на улице.
Задачи:
знакомить с дорожными знаками;
формировать навыки поведения на проезжей части.
Материал:
дорожные знаки, флажки трех цветов, две машинки, конусы, два обруча.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Здравствуйте, ребята. А вы любите путешествовать? Тогда предлагаю отправиться в необычную страну под названием "Три чудесных цвета". Чтобы попасть в эту страну нужно купить билеты на автобус. Плата за проезд - ответы на вопросы о правилах дорожного движения.
Вопросы:
1. Назовите основные сигналы светофора?
2. Кто является участником дорожного движения?
3. Кого перевозит автобус?
4. Где нужно ждать автобус?
5. Как называют тех, кто едет в автобусе?
Ведущий:
Молодцы! Все получили билет. (Раздаёт билеты)
Ведущий:
Для начала я хочу узнать, знаете ли вы значения дорожных знаков. (Показывает дорожные знаки, а дети их называют. Если какой-то знак не знают, то объясняет им).Молодцы, ребята, справились!
Ой, кажется, кто-то к нам бежит.
Вбегает Буратино (музыка из кинофильма "Буратино") со слезами на глазах.
Ведущий:
Что случилось? Почему ты плачешь?
Буратино:
Здравствуйте, ребята! Я хочу попасть в школу, но… .Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины, вот троллейбус,
И вдруг автобус на пути. Признаться честно, я не знаю:
Где мне дорогу перейти?
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Ведущий:
Конечно, Буратино, мы тебе поможем! Правил дорожных много и многие уже знаем!
Под музыку появляется светофор
Светофор:
Здравствуйте мои друзья. Знаю многих я! Высоко я стою и на Машу и на Петю и на всех вас внимательно гляжу.
Ну-ка, Буратино, покажи, как нужно улицу переходить? ( У Буратино ничего не получается. Он переходит не по зебре, прыгает на проезжей части, не смотрит на светофор.)Светофор:
Ребята, давайте вспомним, какие правила дорожного движения вы знаете?
Дети по очереди рассказывают правила Буратино, а тот пробует их выполнять… (Если дети затрудняются, то задаются наводящие вопросы по всем пунктам.)
1-ребенок.
Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора.
2-ребенок. Переходить дорогу можно только в специальных местах, где есть пешеходный переход.
Светофор:
-Ой, ребята, а я знаю интересные загадки! Отгадайте их!
***Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет (Пешеходный переход)
***Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
***Если ты спешишь, в пути
Через улицу пройти
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись… (переход)
***На светофоре красный свет
Что означает?... (Хода нет)
***Желтый цвет – предупрежденье
Жди сигнала для … (движенья)
3-ребенок.
Переходя дорогу не нужно спешить, следует идти размеренным шагом. На проезжей части нельзя разговаривать!
4-ребенок.
Нельзя выходить на дорогу из-за машины, кустов и сугробов.
5-ребенок.
Нельзя играть вблизи дороги или на проезжей части. Играть можно только в отведенных площадках.
Светофор: Молодцы, ребята! За то, что вы знаете так много правил дорожного движения, я с вами поиграю в интересную игру.
Проводится игра "Три цвета"
Светофор: (в руках кружки трех цветов)
Хоть, ребята я и строг,
Все же я к игре готов.
Подмигну я красным глазом-
Замираете вы разом. (встают)
Подмигну я желтым-
Ждем, стоим! (присаживаются)
Подмигну зеленым глазом-
Все вы пойдете РАЗОМ! (бег на месте)
Светофор специально запутывает детей, поднимая кружок одного цвета, а называя другой цвет.
Ведущий:Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место. 
Что за знак такой стоит?
Стоп – машинам он велит.
Пешеход, идите смело
По полоскам черно – белым.  («Пешеходный переход»)
Посмотрите, мальчик Федя
Едет на велосипеде
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих?   («Движение на велосипеде запрещено»)
Покажите знак дорожный,
Где кататься Феде можно.  («Велосипедная дорожка»)
Заболел живот у Тома,
Не дойти ему до дома
В ситуации такой
Нужно знак найти, какой?   (Пункт медицинской помощи»)
В этом месте, как ни странно,
Ждут чего – то постоянно.
Кто – то сидя, кто – то стоя
Что за место здесь такое?   («Автобусная остановка»)
В синем круге пешеход –
Не торопится, идет!
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно!   («Пешеходная дорожка»)
Этот знак нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети!»   («Дети»)
В дождь и в ясную погоду –
Здесь не ходят пешеходы. 
Говорит им знак одно (движение пешеходов запрещено).
Буратино: Ребята, вы мне сегодня сильно помогли, и за это я с вами тоже хочу поиграть.
Проводится игра "Прокати машинку" (к 2-ум машинкам привязаны нитки и карандаши. Дети сидят на стульях или стоят спиной друг к другу и на скорость наматывают нитку на карандаш. Чья машинка быстрей доедет до владельца, тот и победил.)Ведущий:
Буратино, теперь ты знаешь, как надо правильно переходить дорогу? Сможешь сам добраться до школы?
Буратино:
Конечно! Теперь я смогу сам смогу добраться до школы! А сейчас мне уже пора.
Ведущий:
Буратино, не уходи, ты очень понравился ребятам. Они хотят поиграть с тобой ещё в одну игру.
Проводится игра «Глазомер»
В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд. 
Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.
Проводится игра-эстафета «Такси». Один ребенок надевает на себя обруч, доходит до финиша, возвращается, в обруч берет другого ребенка. Они идут до финиша. Первый остается там, а второй идет за третьим и т.д.
Буратино:
Ну, а теперь мне пора. До свидания, друзья!
Ведущий:
-Итак, ребята, давайте подведем итоги.
1. Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)
2. Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)
3. Где ездят машины? (По дороге)
4. Где разрешается переходить улицу? (По светофору, по пешеходному переходу)
5. Как определить, где находится пешеходный переход? (На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)
6. Что делать, если мяч выкатился на дорогу? (Попросить взрослого достать его)
7. Что регулирует движение на улице? (Светофор)
8. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? (Надо придерживаться правой стороны)
9. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (На зеленый)
Светофор: Награждает участников дипломами и медалями.
Ведущий прощается со Светофором и детьми, поблагодарив их за участие.