НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Статья: «НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
автор : учитель начальных классов Рожкова Алла Александровна,
город Смоленск, МБОУ «СШ № 9»
Вопрос учебной деятельности учащихся с помощью наглядности постоянно привлекал внимание ученых педагогов и психологов. В 30-60-е годы XX ст. была разработана методика использования наглядности в начальной школе (К. П. Ягодовский, М. Н. Скаткина). В 50-е годы важное исследование по вопросу разных форм сочетания наглядности со словом учителя проводилось под руководством академика Л. В. Занкова.
В начальных классах вопрос эффективного использования наглядности представляется особенно важным, так как качество обучения младших школьников в большой степени зависит от условий и способов ее использования, от реализации основных функций и возможностей наглядности для развития младших школьников, для активизации их познавательной деятельности.
В теории и практике школьного обучения, начиная с 60-х годов XX ст., произошли большие изменения под влиянием концепции развивающего обучения, ядром которого было развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Как известно, активность ребенка находит выражение в различных видах деятельности, и она же выступает важнейшей предпосылкой и результатом его развития.
Как показывает проведенный анализ, исследованиям проблемы наглядности и ее использования в начальных классах посвящено значительное количество методических и дидактических работ. Однако большинство авторов исследуемой проблемы рассматривает наглядность как средство конкретно-образной информации, способствующее созданию у младших школьников правильных представлений, обогащению детей определенным запасом знаний.
Глубоко и всесторонне занимался разработкой проблемы наглядности К. Д. Ушинский. Определение наглядности содержится в его высказываниях о наглядном обучении, под которым он понимал такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком, под руководством учителя, или прежде, на самостоятельном его наблюдении, так что учитель находит в душе ребенка уже готовый образ и на нем строит учение. В этом определении отражена сущность наглядного обучения, которое не утратило своего значения и до настоящего времени
Интересные высказывания об использовании наглядности в начальных классах находим в трудах В. А. Сухомлинского. По мнению ученого-практика, важным моментом интеллектуального воспитания является своевременный переход от конкретного к абстрактному, т. е. момент, когда натуральные средства наглядности перестают быть необходимыми. Тем более сложной задачей педагога начальных классов является переход к изобразительной наглядности, в особенности к символическим изображениям, играющим большую роль в развитии абстрактного мышления, а также дальнейший постепенный переход от изобразительной к словесно-образной наглядности. «Словесный образ это шаг на пути перехода от мышления «формами, звуками, красками и ощущениями» к мышлению понятиями».










15