План-конспект занятия для детей подготовительной группы Лес как экологическая система






План-конспект экологического занятия
«Лес как экологическая система»
на основе интегрированного подхода.








Тема занятия: «Лес как экологическая система».

Возраст дошкольников: подготовительная группа (6 – 7 лет)

Цель и задачи:
Сформировать понятие «этажи леса»;
Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных;
Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Оборудование и материалы: игрушки Лесовичка и Домовенка, картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5 –этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина), кустарников (рододендрон даурский, смородина, шиповник), мелкого кустарничка (брусничник). Травы, грибы, лишайники. Животные – звери (медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж). Птицы (дятел, кукушка, клест). Насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).
Модели: «Этажи леса».
Какие виды детской деятельности используются: изобразительная деятельность: «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).

Место проведения: групповое помещение.

Описание хода занятия:

Ребята, послушайте внимательно рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и определите тему нашего занятия.
«Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. Лес – это, конечно, «деревья».
И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка – Лесовичка, потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стене, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?»
- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.
- Не может, согласился художник и принялся за новую картину.
Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.
- Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.
- Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.
И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.
- Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.
Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб
- Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!
- Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.
- Нет! – решительно заявил художник.
- Да! – твердо сказал Лесовичок.
И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это ЛЕС».
Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).
Смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?
Лесовичок: Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок? (В домах)
Домовичок: Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер дома, номер квартиры, на каком этаже. У меня, Лесовичок порядок. Не то, что у тебя в лесу.
Лесовичок: Не скажи. У меня тоже порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.
Ребята, расскажите Домовичку о нашем лесе. Какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (Они еще не выросли).
Лесовичок: Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.
Ребята, поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.
Лесовичок: А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).
Ребята, разместите деревья на панно.
Лесовичок: Кто занимает этаж ниже? (Кустарники: краса нашего Забайкалья рододендрон даурский, или еще мы его называем багулом; лесная смородина).
Ребята, покажите их Домовичку.
Что растет на этаже еще ниже? (Маленькие кустарники: брусничник; травы, мхи и грибы).
Лесовичок: Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).
Домовичок: Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, и кошки живут.
Лесовичок: Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера этажей.
Экологическая игра: «Отгадай мой домик».
Домовичок: Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто, где хочет!
Лесовичок: Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить животных?
Домовичок: Я попробую можно?
Ребята, разрешим Домовичку нам помочь? Домовичок рассаживает животных неправильно.
Лесовичок: Да разве так звери да птицы живут?! Дети, помогите Домовичку расселить животных правильно.
Экологическая игра: «Кто где живет».
Лесовичок: Почему звери, птицы и насекомые селятся именно на этих этажах? (В зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов. Модели).
Домовичок: А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей. (Картины «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»).
Лесовичок: Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по-разному.
Ребята, как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща). Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (Ельник).
Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре.
Видишь, Домовичок, Лесовичок как дети хорошо знают деревья наших лесов.
Давайте все вместе поиграем в подвижную игру «Лесорубы».
Дети распределяются на три группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи – лесорубов. По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому родству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.

зайчик – осина, кабан – дуб,
тетерев – береза, глухарь – сосна,
медведь – брусничник, клест – сосна.
Ребята, нам очень интересно было сегодня с нашими гостями. Давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине.
Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).
- Надо ли поместить в лес животных?
- Какие животные где живут?
- Могут ли животные обойтись без растений?
- А растения без животных?
Лесовичок: Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю. Приходите, буду ждать.







Рисунок 1