Статья Экскурсионная деятельность в практике педагога


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
Педагогические чтения
Тема: Экскурсионная деятельность в практике педагога
Учитель географии-биологии
Леухина Вера Сергеевна

Газимурский Завод 2016
Экскурсия - это форма организации работы, при которой обучаемые выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.
В процессе экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему; экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип, т.е. ребята знакомятся с теми объектами, которые живут рядом с нами. Таким образом, экскурсии  являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. При этом теоретические знания дети учатся применять на практике. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы — навыки элементарного исследования природы. На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к родной природе. Во время экскурсий идет формирование универсальных учебных действий, таких как:
личностных:
умение вести себя культурно, экологически грамотно,  безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах), природной среде и производстве.
Регулятивных:
осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке, обществе. Определять цели и задачи, подводить итоги деятельности, оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательных:
Умение извлекать информацию, предоставленную в разной форме в разных источниках. Описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативных учебных действий:
Опыт культурного общения с одноклассника, с другими людьми, сотрудничества. Совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность.
В своей личной практике организации школьных экскурсий руководствуюсь тем, что перед началом экскурсии выбираю тему экскурсии, ставлю цель и задачи экскурсии, разбираю маршрут движения, выдаю задания учащимся. После каждой экскурсии подводим итоги в классе, прорабатываем собранный материал, оформляем отчет. Основная цель моих экскурсий – пробудить интерес к своему краю, осознать всю ценность природы для общества и каждого человека в отдельности. Привлечь учащихся к поисково- исследовательской работе, содействовать становлению экологической культуры и грамотности, бережного отношения к природе.
 
Вот некоторые практические моменты моей работы:
Экскурсии в краеведческий музей.
Активно сотрудничаю с краеведческим музеем села Газимурский Завод. Регулярно с 5-11 проводим тематические экскурсии т.к. использование местных краеведческих материалов развивает у учащихся гражданские чувства – любовь к своей Родине, к ее природе, гордость за трудовые достижения или ратные подвиги своих земляков. Учащиеся проявляют интерес не только к тому, что видят впервые или о чем узнают в первый раз, но и к тому, что становится подтверждением известного из других источников информации. Музей привлекателен для учащихся тем, что «здесь получаешь более полные и обстоятельные ответы», «узнаешь более подробно и именно то, что интересует». Поскольку познание в музее осуществляется на основе освоения подлинных памятников материальной и духовной культуры, расширяются сведения учащихся о предметном мире, формируются навыки предметного видения, развивается наблюдательность. Интерес учащихся к музейным экспонатам связан с присущей детям потребностью в наглядности. Придя в музей, школьник готов к тому, чтобы задержать свой взгляд именно на том, что можно увидеть только здесь, в музее.
Совместно с администрацией музея по итогам экскурсий проведена интеллектуальная игра « поле чудес», используется материал экскурсий в научно-исследовательских работах ( приложение № 1).
Расширяю сотрудничество с краеведческими музеями соседних районов, в октябре 2016 года состоялась выездная экскурсия в Нерчинский краеведческий музей. Итог экскурсии - учащимися создана презентация, проведена общешкольная тематическая линейка, написаны сочинения ( приложение №2).
Экскурсии в природу.
Далее установила сотрудничество с администрацией Урюмканского заказника, весной 2016 г осуществили экскурсию с учащимися 7 а на территорию заказника с целью ознакомления структуры и функций заказника, оказания помощи в виде подкормки диким животным. Собранный материал в виде фотографий был представлен на тематической общешкольной линейке, оформлен стенд « Урюманский заказник», приняли участие в конкурсе «добрых дел»,с проектом – презентацией по экологии с темой « охрана прирды» заняли призовое место. Также провожу экскурсии в окрестностях села Газимурский Завод, пришкольный участок. Из собранного природного материала на экскурсиях, а именно растений, учащиеся изготавливают гербарий, который использую на уроках. ( приложение №3) Особенно, нравиться учащимся посещать озеро Ямкун, знакомиться с деятельностью курорта Ямкун. По итогам экскурсии создан информационный проект « Мой любимый уголок природы - озеро Ямкун» ( приложение № 4).
Сотрудничаю с « Новоширокинским рудником», ежегодно проходят производственные экскурсии с учащимися 10-11 классов. В ходе производственной экскурсии знакомимся со структурой обогатительной фабрики, техникой и технологией фабрики, рудника, условиями труда, проходят встречи с представителями администрации, мастерами производства, экологом. После экскурсий учащиеся пишут статью в газету «Вперед». По итогам экскурсий написана исследовательская работа « горнодобывающая промышленность Газимуро-Заводского района» ( приложение №5).
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования , возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый, т.е. виртуальные экскурсии – это воображаемые посещения изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
• не покидая учебного кабинета, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области; и даже страны;
• за один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ;
• преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и др.;
• в ходе экскурсии учащиеся не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, но также они овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа;
• разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий это:
определение цели и задач экскурсии;
выбор темы;
отбор литературы и составление библиографии;
определение источников экскурсионного материала;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
подготовка текста экскурсии;
определение техники ведения виртуальной экскурсии;
показ экскурсии.
Данный вид экскурсий использую в своей практике. С учащимися созданы две виртуальные экскурсии по экологии « Удивительное рядом» и краеведению « Улицы героев моего села». Учащиеся выступали в роли экскурсоводов, провели виртуальные экскурсии в 5- 8 классах. С данными проектами приняли участие в муниципальной научно-практической конференции заняты призовые места. С данными виртуальной экскурсии « Улицы героев моего села»,участвовали в конкурсе «добрых дел» с проектом – презентацией « добрые дела» патриотическое направление. ( приложение № 6).
Заключение
Любовь к природе, к Родине формируется на увиденном, прочувствованном и услышанном во время экскурсий и исследований. Любовь к Родине начинается с любви к своему неповторимому уголку Земли, своей речушке, своему роднику, цветнику, лесу, из которых мы черпаем силу.
Приложение №1
Газимуро-Заводский краеведческий музей

-32385293370

Приложение №2
Г. Нерчинск Бутинский дворец


Приложение № 3
Урюмканский заказник

1177290317500

Приложение №4
Озеро Ямкун

Приложение № 5
Новоширокинский рудник


Приложение №6
Виртуальная экскурсия:«Удивительное рядом»2016 год
Виртуальная экскурсия:«Улицы моего села»2016